Здравствуйте. Читая житие свв. бессребреников Космы и Дамиана, отчего-то задался вопросом - если они дали обет Богу ни от кого ничего не принимать, то как же они питались? В житии об этом ничего не сказано...
Вот, к примеру - пророку Илие хлеб приносил ворон. Это - чудо Божие, но мне это понятно. Пророк Иоанн Креститель, живя в пустыне, питался акридами и диким мёдом - ещё более понятно, так как это вполне полноценная пища.
Что же касается св. Космы и Дамиана, то я так и не смог понять - каким образом они существовали, если ни от кого ничего не принимали до такой степени, что когда один из братьев взял от одной вдовы три яйца, то второй до того его осудил, что заповедь не хоронить его с ним в одной могиле(!)... И только благодаря чуду, когда верблюд заговорил человеческим голосом оба св. бессребреника были погребены в одном месте. Это, кстати, я вполне могу понять. Поскольку это - чудо Божие.
А как и чем они питались - не пойму.
3 Ответа
Свв. Косма и Дамиан были уроженцами Рима, то есть по тем временам находились в достаточно привелегированном положении. Уроженцы Рима были в основном материально обеспечены. Как сказано в житии, святые братья Косма и Дамиан проживали в имении своих родителей, а значит, явно имели и хозяйство, и доход. Кроме того, кто сказал, что в тех местах, где они странствовали и помогали людям, им не оказывали гостеприимства? Это было совершенно естественным для жизненного уклада тех времён. Предоставить путнику кров и стол было общепринято, а уж тем более, если речь идёт о враче. Даже в наше меркантильное время чашка чая с парой бутербродов для доктора не расценивается в качестве оплаты его визита.
С уважением,
То, что братья не брали платы за лечение еще не означает, что у них не было какого-то иного источника дохода или что они не могли и что им нечего было есть. Но житие таких деталей не раскрывает.
Спасибо за ответ, Сергий. Скорее всего так оно и было. И врачеванием они занимались «в свободное от основной работы время». Это вполне объясняет мой вопрос. Единственное, что меня смущает в этом объяснении, это то, что подвиг бессребреничества тогда терят свой основной смысл.
Не то, чтобы совсем теряет, но переходит в разряд благотворительности. А это, согласитесь — далеко не одно и то же. Хотя и достойно всяческих похвал и уважения.
Трудящийся достоин пропитания. По мнению св. Косьмы, брать что-то сверх минимально необходимого пропитания, тем более без обоюдного согласия,- было нарушением обета. О дальнейшем Вы знаете.
Спасибо, отец Евгений. Вопрос решён.
Спасибо за ответ, Максим. Возможно Вы правы. Св Косма и Дамиан действительно были сыновьями весьма обеспеченных родителей. В житии сказано, что после кончины их отца, их мать смогла дать им не только христианское воспитание,но и образование, (в т.ч. и врачебное искусство), что явно указывает на то, что их отец был весьма обеспеченным человеком. Ведь женщины, как правило, в то время не работали, и вряд ли вдова бедного ремесленника или простого легионера смогла бы это себе позволить, даже при наличии римского гражданства.
К тому же в житии не сказано, что они проживали в имении родителей.
Что же до гостеприимства, то опять же возникает вопрос о тех самых трёх яйцах… Почему один из братьев был столь строг?.. Ведь не златом и серебром, и даже не вином потчевала вдова брата?