Из жития Елены Дивеевской (Мантуровой), известно что из послушания Серафиму Саровскому она приняла смерть вместо своего тяжелоболящего брата.
Почему такой обмен был возможен, если так необходим был её брат обители, то почему не молились о его выздоровлении? Непонятна эта жертва. Как будто в обязательном порядке кто-то должен умереть, и должна быть принесена сакральная жертва.
7 Ответов
Уверен, что здесь много составляющих, о которых нам станет известно со временем.
Батюшка Серафим, как добрый пастырь, мог предвидеть, например, что без него послушница может уйти из обители, или заблудиться в духовной жизни. Могло быть и особое попечение об её брате, для которого сестра могла принести спасение своим примером духовной жизни.
Имея попечение, и согласие Елены, преподобный молил Бога о доброй участи, в том числе таким образом с попечением о брате, с тем, чтоб ей обрести Небесные Обители.
У Бога все живы, и готовность человека к встрече с Ним могут приблизить эту встречу. Как видим, преподобный Серафим не ошибся, Елена была причислена к лику святых.
По-моему, это просто дар от Бога Елене. Например, вообще мученическая смерть часто рассматривается как особое избранничество. Т.е. в данном случае также, как и при мученичестве, возможность отдать жизнь за другого человека. Прп. Елена сама говорит в житии, что боится смерти. Т.е. она преодолела страх, желание еще пожить, и отдала добровольно жизнь за ближнего. А про это Господь говорит, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Т.е. человеку была дана возможность приобрести такую самую большую любовь. А брату ее, не исключая каких-то естественных причин, возможно, также было попущено заболеть, и чтобы специально сподвигнуть ее на это, чтобы ей помочь.
Может показаться, вот она заболела и умерла. Очень обычно. Но ведь она могла отказаться и не отказалась. Это по сути такое же явление, как мученичество, или когда Святые Отцы брали на себя чужую болезнь или добровольно терпели вселение беса из бесноватого. Это все добровольное страдание и жертва.
Возможно, это было необходимо для спасения и прославления в лике святых самой Е. Мантуровой. Проявив послушание своему духовному наставнику, она приняла в своем роде мученическую смерть, осознанно выразив готовность пожертвовать жизнью ради другого человека, и пройдя этот путь до конца.
С уважением,
Господь призывает человека к себе на пике его духовных возможностей: или когда он готов к Царству Небесному, или когда надежды на это уже не осталось. Очевидно, что прп. Елена была готова и ей только не доставало проявить свою жертвенную любовь к Богу, батюшке и брату. А вот брат ещё был не готов. Известно, что большинство болезней и скорбей с нами приключается по грехам нашим. Прп. Едена взяла грехи брата на себя. В результате он выздоровел, а она заболела. Известно, что святые старцы также брали грехи братьев на себя и отмаливали их. Почему прп Серафим так поступил? Очевидно, что ему такой путь открыл Господь. Если бы прп. Елена заболела без этого, то она бы, боясь смерти, усердно молила бы Бога о своём выздоровлении. И Господь не мог бы ей отказать, как своей избраннице. Потому и был выбран путь добровольной жертвы, который к тому же принёс прп. Елене святость.