4 Ответа
Это благочестивая традиция, следствие празднования Входа Господня в Иерусалим, когда во исполнение пророчества Захарии (Зах. 9:9), Господь со смирением прибыл в город, и Его пальмовыми ветвями приветствовали простые люди.
Царь-Создатель не на колесницах с военной свитой и под звуки труб и фанфар, но кроткий, на ослике, по-парадному вошёл в Иерусалим, и этим заявил о своей победе над земным.
Это столь символично, что в тот момент фарисеи и книжники всё поняли, но от абсурдности ничего запретить не смогли, потому как сила Господа в немощи совершается (2Кор. 12:9).
Немощными вербными ветвями мы так же символически подтверждаем всесилие Божие, приветствуем Его приход в мир, Его Крестные страдания и Воскресение для нашего спасения. Вербу, если окропили святой водой, можно хранить дома.
Вербу освящают в праздник Вход Господень во Иерусалим.
Если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в сей день, ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека.
В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
В церковном календаре так называемое Вербное воскресенье именуется Неделей Ваий, то есть, Пальмовым воскресеньем. Вайи – это орган папоротниковых и пальмовых растений, похожий на листья. То есть то, что обычно в обиходе именуется пальмовыми листьями и есть вайи. В церковном же обиходе вайями именуются пальмовые ветви, о которых уже было сказано выше. Во время богослужения же никакого освящения верб или даже пальмовых ветвей не происходит. Устав предписывает священнику, крестообразно покадив (окурив ладаном) предложенные пальмовые или иные ветви, произнести молитву, в которой нет ни единого слова об освящении или благословении верб, но смысл которой сводится к словам: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение в, первую очередь, людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих ветвей. Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику. Практика эта отражена в богослужебных книгах и без окропления святой водой сейчас благословение верб не обходится. Видимо, это действие и вносит восприятие благословения людей через читаемую священником молитву как некого освящения верб. Тем не менее, эта традиция окропления святой водой ни в коем случае не отменяет самой сути благословения людей, в подражании древним жителям Иерусалима пришедших приветствовать Христа ветвями деревьев.
Что делать со старой вербой? Можно сжечь.