Должен ли человек любить себя? С одной стороны, самолюбие – корень всех страстей, с другой стороны «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).
6 Ответов
Любовь к себе – это любовь к Богу, к Образу Божиему, который есть в каждом из нас. Это устроение своей жизни так, чтобы приблизится к совершенству, но не с точки зрения обыденного мира – стать самым умным, самым богатым и т.д., а чтобы стать достойным Жизни Вечной.
Самолюбие – это то, что называют эгоизмом и гордыней. Слова однокоренные, но означающие разные вещи.
Например, если вы самолюбивы, то будете отвечать на оскорбление, мстить. Или промолчите, но будете лелеять в себе обиду и раздражение.
Если же вы любите себя, то вы стремитесь и ближнего любить, как самого себя, поэтому ради Христа простите обидчика.
Любовь Христа есть любовь святая, исполненная правды, добра и красоты, совершенно чуждая самолюбия и слабости – она вполне обнимает идею посланнического служения царству Божию и единству любви с Богом, она есть жизнь Христа Богочеловека.
<…>Закон любви Христовой касается не одного только воздержания от самолюбивых поступков, но состоит в постоянном стремлении к совершенству. А потому Христос горел желанием возжечь то же пламя любви в сердцах людей, оживить их любовью, доселе мертвых из-за самолюбия и его следствия – греха.
Ответ на этот вопрос кроется в понимании любви к себе. В христианстве она понимается не как эгоизм, а как исполнение Заповедей Божьих: не краду – значит люблю себя, не убиваю - люблю себя, не сплетничаю - люблю себя, не прелюбодействую - люблю себя.
Заповеди - это не что-то внешнее, это условия, законы счастливой, блаженной жизни.
Так же и любовь к Богу: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21).
Христианин не только вправе любить себя (разумеется, богоугодною любовью), но и должен ставить её в ориентир, питая и проявляя любовь к своим ближним: "возлюби... ближнего твоего, как самого себя" (Лк.10:27).
На этот вопрос в «Пространном христианском катехизисе» даётся положительный ответ при условии правильной расстановки приоритетов:
"В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого, и более всего. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним".
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, – говорит Иисус Христос,– не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
Очищенная от эгоцентризма, любовь к себе может стать движущей силой на пути к Царству Божиему. Любить себя - значит, желать себе лучшего, а что может быть лучше, чем вечная жизнь? Если я желаю себе вечной жизни, соответственно, я стараюсь сделать всё для этого необходимое - исполнять заповеди Божии.