4 Ответа
Не является, более того, одним из важных критериев канонизации является ответ усопшего праведника на молитвы.
Преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику:
«Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»
До канонизации вряд ли стоит прямо молиться праведнику. Например, в храме такого умершего поминают на панихидах, а не на молебнах, но святые слышат наши молитвы. Такого рода примеров множество. Из новейших — о блжж. Матроне и Ксении, о. Иоанне Кронштадтском. Мне кажется, лучше молиться так: “Помяни, Господи, о упокоении усопшего раба Твоего Патриарха Алексия, и его молитвами помилуй и меня, грешного”.
Лично я периодически молюсь современным праведникам, которые еще не канонизированы Церковью: иеромонаху Серафиму (Роузу), священнику Даниилу Сысоеву, Алине Милан, Анне Калоян — и считаю это совершенно правильным.
С уважением,