Апостол Павел пишет, что "без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22).
Из книги Бытия мы знаем, что после того, как прародители вкусили от древа, Бог хотел их вразумить и предложить покаяние (Быт. 3:8-13).
Итак, если бы они осознали грех и покаялись в нём, требовалось ли бы пролитие крови, т.е. искупление, для его прощения?
4 Ответа
Приведу мнение прп. Симеона Нового Богослова:
Бог, не желая, чтоб грех Адама отяжелен был этою несознательностию, говорит ему: откуда узнал ты, что наг, если б не вкусил от древа, от которого запрещено было тебе вкушать? Он как бы так говорил ему: и ты думаешь укрыться от Меня? Не знаю будто Я, что ты сделал? Чего же не говоришь: согрешил? Скажи, несчастный: ей, Владыко! истинно согрешил я, преступив заповедь Твою, послушал совета жены своей и большой сделал грех, поступив по слову ее и преступив Твое собственное. Помилуй мя, Боже, и прости. Но он не говорит этого, не смиряется, не сокрушается; сердце его ожесточено, каково и у меня, бедного. Если б он сказал это, то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним этим словом: согрешил, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде.
Мы не можем сказать определенно, по какому пути стало бы развиваться человечество, если бы Адам и Ева покаялись в своем преступлении: согрешили бы они после принесения покаяния или нет, стали бы грешить их потомки или не стали бы (это знает Господь).
Искупление же, совершенное через Крестные Страдания и смерть Спасителя, было целесообразно совершить в тех условиях, в каких оно и было совершено (см. подробнее об Искуплении здесь: Догмат искупления в Православном богословии).
Заключение Завета осуществлено пролитием крови. Получается, что за нарушение Закона, для тех, кто под Законом, кто окроплён Моисеем, требуется пролитие крови. Исх. 24:1-8
Адам и Ева не окроплялись Моисеем, у них совсем иная ситуация. Например, праведный патриарх Енох (память 12 декабря, неделя праотец) был прощен Богом без пролития крови Быт. 5:24
Апостол Павел писал о прощении через много тысяч лет после этого, основываясь на долгой традиции, во времена же прародителей ещё не было никакой традиции и связи прощения с кровью. В целом, сослагательное наклонение не имеет особой пользы при рассмотрении догматического учения Церкви, святые отцы почти не уделяли ему внимания, думаю, и нам стоит последовать их примеру и рассматривать реальность как данность.