С Праздником
Ещё лет 200 тому большинство людей были неграмотны и не умели читать. Как же тогда люди молились утром/вечером или готовились ко причастию? Всё по памяти?!
И тогда ещё один вопрос, из той же категории. Есть ли разница между чтением и прослушиванием аудиокниги? Иногда глаза устали или когда еду в машине то слушаю жития святых, или их труды, или молитвы.
Но почему-то мучает подсознательное чувство что если я сам не читаю то это разновидность лени.
4 Ответа
В старопечатных Канониках сам встречал указание для неграмотных заменять всё молитвой Иисусовой с поклонами. В трудах святителя Игнатия Брянчанинова читал, как он восхищался тем, что в его детстве даже простые крестьяне упражнялись молитвой Иисусовой. Видимо такая практика была повсеместной, наряду с тем, что многие молитвы знали на память. Молились, конечно, и своими словами, это не запрещено.
Слушать чтение и даже молитвы можно, а иногда и нужно. С житиями вообще вопросов нет - это лёгкое для понимания чтение. Но вот, если достаточно серьёзные творения святых, которые надо читать внимательно, тут вопросы есть. При чтении книги можно возвращаться назад, для лучшего понимания. Сосредоточиться на чтении тоже легче, опять же для лучшего понимания. При прослушивании многое пролетает "мимо ушей", не запоминается и не понимается. В отношении молитв, это ещё более верно. Создаётся впечатление, что книга "прочитана" или молитвы "совершены". На самом же деле должного плода нет. Получается самообман. Скорее всего Вы это подсознательно чувствуете.
Потому иногда это допустимо, но нельзя делать правилом. Исключение - жития святых. Их можно слушать неограниченно.
Церковный устав законополагает неграмотным мирянам все молитвословия и псалмопения заменять Иисусовой молитвой:
Малое повечерие – 400,
Великое повечерие – 700,
Часы без междочасия – 1000,
Часы с междочасием – 1500,
Полунощница – 600,
Утреня – 1500,
Псалтирь – 6000 (кафизма – 300, слава – 100).
См. также Монастырский устав и Иисусова молитва.
Молились короткими молитвами, что-то знали наизусть, что-то слушали, как читают другие. В Церкви нет такого требования, что ты обязан читать определенные тексты молитв, даже если не умеешь. Каждый молится как может.
Я думаю, что нет разницы читаете или слушаете книгу. Главное ведь усвоить информацию и получить пользу. А молиться лучше самому, но при необходимости можно и слушать.
Неграмотность и отсутствие книг компенсировались более внимательным слушанием. Например, прп. Антоний Великий читать не умел, но это вовсе не мешало ему молиться. Свт. Афанасий Великий так говорит о нем:
Молился он часто, зная, что должно наедине молиться непрестанно (1Сол. 5, 17), и столь был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе, почему, наконец, память заменила ему книги.
Чин утренних и вечерних молитв не уставной (в отличие от повечерия и полунощницы), это некоторый поздний церковный образец. Поэтому и не было цели любой ценой вычитать те тексты, к которым мы привыкли. Можно сказать, что отношение к чину молитв было более свободным и творческим. Что, конечно, не мешало желающим быть на молитве благоговейными и иметь страх Божий.
Наши благочестивые предки усердно молились ночами, нередко даже и целую ночь, совершая без счета земные поклоны с молитвой Иисусовой. Я встречал подобные описания в воспоминаниях крестьян XIX века. Думаю, и раньше было так же.
Бывало, что молитвы перед причастием вычитывались в храме, тогда их выслушивали крайне внимательно, а не формально, как сейчас.
Наконец, богослужение в старину в целом было понятнее и продолжительнее, чем сейчас. Поэтому оно было и более назидательным, и более способствовало личной молитве.
Теперь по второму вопросу. Хорошо слушать в машине жития святых и прочие душеполезные книги. Временами можно прерываться ради их обдумывания или молитвы.
Что касается слушания молитв в машине, это не очень хорошая практика. Поза и обстановка вокруг молящегося водителя не способствует ни внимательности, ни благоговению. Лучше читать вполголоса и со страхом Божиим Иисусову молитву, а обычные утренние и вечерние читать дома, хотя бы по нужде и сокращенно.
Впредь рекомендую вопросы о личной молитве преимущественно адресовать своему духовному отцу, который даст ответ применительно к Вашим обстоятельствам и зная Вас лично. Если у Вас нет духовника, потрудитесь его найти. Это великое приобретение.
Пишите на почту ev23 yandex ru.
Батюшка, огромное спасибо за такой развернутый ответ!!
Ваша рекомендация о приобретении духовника особенно понравилась. Я давно сам задумывался об этом, и Вы прямо как попали в цель.
Скажите пожалуйста или существует возможность обратится к Вам напрямую, с некоторыми дополнительными вопросами о процессе приобретении духовника?
Это не совсем те вопросы которые я бы хотел обсуждать здесь, в открытом формате. Обещаю что не займу много Вашего времени.