Христос воскресе! Подскажите пожалуйста, существуют ли в Москве православные приходы, в которых тайные молитвы Божественной Литургии читаются гласно (во всеуслышание для прихожан), как в древности?
Встречал в интернете информацию о том, что такое теоретически возможно, и канонического запрета нет, см. например https://lavka-obitel.ru/blog/o-hlasnom-vo-vseuslyshanye-chtenyy-tajnych-molytv
Если есть, прошу дать координаты. Спасибо!
2 Ответа
Думаю, что такие приходы есть. Например, такое практикуют кочетковцы. Причина этого в иллюзии, будто слышание молитвы уже и есть совершенство этой самой молитвы. В действительности любой сколько-нибудь добросовестный православный христианин, конечно, не раз замечал, что иногда читаешь слова молитвы, а ум думает о чем-то другом. Итак, нужно заботиться об улучшении качества своей молитвы, например по советам свт. Феофана Затворника из этой книги.
Я думаю, что искать подобные приходы не только неполезно, но даже и вредно. По Служебнику молитвы литургии читаются тайно, кроме одной заамвонной. Нарушая церковное установление, священник и сам грешит, и склоняет к непослушанию Церкви своих прихожан.
Одной из решающих причин, почему древнейший обычай гласного чтения молитв вышел из употребления, была знаменитая история из "Луга духовного", которую я здесь приведу. Обратите внимание на ремарку автора, блж. Иоанна Мосха, что к его времени (это рубеж VI-VII вв.) молитвы читались уже по большей части тайно:
Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: на моей родине – он был родом из Апамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса – есть местечко, лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили, дети пасли скот. Однажды дети, как это обыкновенно бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: «Давайте устроим собрание и отслужим обедню». Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели в диаконы. Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино. Священник стал пред жертвенником, а диаконы – по сторонам. Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. В священники избран был такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли пред святилищем и первые, после духовенства, причащались св. Таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступить к раздроблению хлеба – вдруг огонь ниспал с неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой – они без чувств все еще лежали на земле – родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Увидав их без чувств, родители взяли детей, каждый своего, и отвели домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии. Да и узнать что-либо нельзя было, вследствие бессознательного состояния детей. В течение целого дня их принимались не один раз спрашивать, но не добились никакого ответа. Весь день и ночь прошли в полной неизвестности относительно случившегося. Только на другой день дети понемногу стали приходить в сознание и рассказали, что они делали и что случилось. Тогда родители взяли детей и, пригласив важнейших жителей селения, пошли на место происшествия, где совершилось изумительное чудо. Там заметны еще были следы ниспавшего огня. Все, кто только слышал о происшествии и убедился своими глазами в достоверности его, поспешили в город и обо всем по порядку рассказали епископу. Епископ, удивляясь важности полученных сведений, отправился со всем клиром на место происшествия. Выслушав от детей еще раз рассказ обо всем, и увидав следы небесного огня, епископ назначил детей в иноки и на самом месте устроил знаменитый монастырь. Над местом, куда ниспал огонь, был устроен храм и поставлен св. жертвенник.