Всем привет. Скажите пожалуйста: григорианское пение — это чисто католический, скажем так, атрибут или к православию это пение тоже имеет отношение?
Приемлемо ли слушать православному христианину Rorate caeli и Kyrie eleison? (это, как я понял, чисто католические гимны).
Спаси Господи!
4 Ответа
Rorate caeli это часть и песня католической мессы, взятой из Ветхого Завета, используемой в Риме как минимум с VIII века, а Kyrie eleison ("Господи помилуй" на греческом языке), это вообще общехристианская молитва.
Древние литургии были благодатными, в том числе западная, ещё православная месса. Сегодня западный обряд используется в некоторых православных приходах в Западной Европе. Не думаю, что древние гимны нельзя слушать, если не испорчены поздними вставками
Григорианское пение - это литургическая монодия (одноголосное пение) римско-католической церкви. Языковой основой является латынь (Rorate caeli), но некоторые песнопения совершались на греческом языке (Kyrie eleison). Автором григорианского пения считают Папу Григория I, жившего в 6-7 вв. Строго говоря, это изначально богослужебная певческая традиция Западной Церкви, появившаяся еще в эпоху единой Церкви, и получившая развитие уже в Католической Церкви. Многие гимны григорианского пения написаны средневековыми авторами. У Восточной, Православной, Церкви, были свои особенности развития пения.
Слушать или нет? Если речь о чисто культурологическом интересе, то конечно, слушать можно. Это довольно интересно и красиво. Если же речь о молитве, то нет, поскольку тексты могут содержать неприемлемые православием догматические особенности католицизма.
По поводу текста. Вот русский перевод (из pesni.guru) Rorate caeli. Есть ли здесь что-нибудь неприемлемое? Выходит, что в Kyrie eleison ничего недопустимого нет, а вот с Rorate caeli — я не очень понимаю…
Припев: Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду.
Не гневайся, Господи, не вечно помни беззаконие.
Города святыни Твоей сделались пустынею;
Пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен.
Дом освящения нашего и славы нашей,
Где отцы наши прославляли тебя, сожжен огнем.
Припев.
Согрешили мы и сделались как нечистый,
И все мы поблекли, как лист.
И беззакония наши, как ветер уносят нас.
Ты сокрыл от нас лицо Твое
И оставил погибать от беззаконий наших.
Припев.
Увидь, Господи, скорбь народа Твоего
И пошли того, кто послан.
Посылайте Агнца владетелю
От скалы в пустыне на гору дочери Сиона.
Да снимет Он иго рабства нашего.
Припев.
Утешайте, утешайте народ мой.
Скоро придет спасение твое.
Что ослабевшие тоскуют о том,
Что печаль их возобновится?
Спасу тебя. Не бойся. Ибо Я — Господь Бог твой,
Святой Израилев, Искупитель твой