5 Ответов
Грех - это нарушение заповедей Божьих. Нет такой заповеди - не покупай акции. Но в целом Вы должны понимать, что стяжательство - это порок, он завязан на банальной жадности.


Татьяна, почему бы не спросить у своей совести? Нет никакой необходимости рассматривать каждую отдельную банковскую операцию с духовной позиции, у христианина есть его христианская совесть и Священное Писание для того, чтобы определять свое отношение ко всему вокруг.
Сохранение денег это не жадность, а должная осмотрительность, так как все современные финансовые системы настроены на постоянное обесценение денежных средств, с тем чтоб незаметно изымать накопления в свою пользу, пользу поддержания спроса и экономического развития.
Последние тысячелетия основной способ хранения денег в мире, неподвластный для государства, это драгоценные металлы (монеты и слитки из серебра, реже из золота). В долгосрочном периоде, этот способ наиболее консервативный, то есть не доходный, но сохраняющий свою стоимость во времени.
Вложения в электронные ценные бумаги (акции, облигации, займы, криптовалюты, производные инструменты) имеют смысл только как спекуляции, с надеждой на рост. Вы прекрасно понимаете, что условия их падения или отмены никак не контролируются собственником-инвестором. Но где ожидаем рост, там большой риск потерь. Получается некий азарт в том, чтоб поставить на нужную бумагу, вложиться в неё. А проявление азарта подобно играм в карты, что есть грех.
Потому, если интересуетесь сохранностью денег, предъявляя к себе этические требования, то рассматривайте консервативные варианты, избегая всего, что не зависит от инвестора.
Деньги «вне контекста» нравственно нейтральны.
Сами по себе акции и облигации – это организованный способ «вложиться» в тот или иной бизнес, поддержать какую-то компанию в расчете на то, чтобы в итоге получить прибыль. Если в небольшом предприятии источником финансирования, непосредственными проектировщиками-закупщиками-исполнителями и получателями прибыли еще могут быть отдельные лица, то в крупных бизнес-проектах непосредственная работа выполняется множеством людей, а важной статьей финансирования являются привлечённые средства, в том числе через акции и облигации. И предполагается, что часть прибыли получают все участники общего дела (они же разделяют и риски).
Таким образом, с одной стороны акции и облигации не предполагают паразитизма ростовщичества и эксплуатации должника, это способ финансового участия в бизнесе.
Но стоит учесть, что акции и облигации чаще всего используются как спекулятивные инвестиции, и доход при этом получается, в первую очередь, не от процентов собственника, а от изменения стоимости ценных бумаг и получения дохода от перепродажи.
Сам процесс получения дохода от ценных бумаг часто питает разные греховные страсти, например, наживы, отчаяния при неудаче и т.п.
Вдобавок, нравственный смыл инвестиций зависит:
- от того, во что вкладываются деньги, в какой бизнес. Поддержка греховного бизнеса недопустима для православного человека в любой форме, даже если он сам не принимает непосредственного участия в совершении греха;
- от того, насколько разумно человек относится к своему вкладу и ожидаемой прибыли. Сребролюбие и прочие страсти, если они становятся главной причиной увеличения дохода, ведут ко греху, равно как и циничное, жестокое, нечестное поведение в отношении других людей в процессе получения прибыли.
- от того, на что тратится доход. Заработанные деньги, материальные дары Господа должны быть разумно употреблены. Есть такое понятие «сверхдолжное владение» - когда всё, что свыше необходимого для человека «прожиточного минимума» - оптимального дохода, достаточного для обеспечения достойного уровня жизни семьи – тратится на благотворительность и прочие благие дела.
В толковании святителя Николая Сербского на притчу о талантах есть такие слова:
«От всякого, унаследовавшего какую-либо собственность, люди ожидают, что он сию собственность увеличит. <…> От всякого, вложившего деньги в торговлю, ждут, что он сии деньги умножит. Люди передвигаются, работают, совершенствуют вещи, собирают, меняют, продают и покупают. Каждый старается добыть нужное для телесной жизни, каждый старается улучшить свое здоровье, удовлетворить свои ежедневные потребности и обеспечить свое телесное существование на как можно более долгий срок».
Однако стоит помнить, что суть этой притчи все же не в том, как распоряжаться материальными благами, а в том, что и с материальным, и с духовным богатством надо поступать равно:
«И все это есть лишь образ того, что человек должен делать для своей души. Ибо душа - главное. Все наши внешние потребности являются образами наших духовных потребностей, напоминаниями и уроками того, что нам надо потрудиться и для нашей души, алчущей и жаждущей, нагой и больной, нечистой и жалкой».
Таким образом, если человек сохраняет свою душу от страстей и разумно распоряжается своими средствами, инвестиции тоже могут быть важным способом соработничества с Богом в благих делах.
А если человек копит на жилье, и кладет деньги на депозитный банковский счет (там тоже пусть копейки но начисляются) для сохранности…Это тоже к стяжательству?