Здравствуйте, прошу прощения, за возможно глупый вопрос. Я пытаюсь бороться со страстью курения, прошу Бога своими словами чтобы освободил меня из этого рабства. Дополнительно принимаю таблетки. Сейчас количество сигарет в день значительно сократилось (около 5, по сравнению с 20 раньше). Боюсь, что когда перестану пить таблетки тяга вернётся. Должна ли я сама один раз решительно перебороть эту страсть, просто терпеть и не закуривать? Или продолжать молить Господа и ждать, когда меня отвернет от этой привычки? Не будут ли мои собственные усилия считаться , что как будто бы я без помощи Бога сама преодолела эту страсть. Не возгоржусь ли я? И не может быть такого, что я пока что еще курю, именно потому что есть риск и склонность к гордыне? Спасибо
5 Ответов
Другими словами Вы спрашиваете, не будет ли смиренней помолиться Богу и ждать чуда исцеления от зависимости, чем просто самой своими силами бросить курить? Ответ простой: и то, и другое - гордость. Первое - духовная гордость, считающая себя достойной чуда, вторая же - обычная житейская, возлагающая надежды лишь на саму себя. А путь добродетели как раз посредине: усердно молить Господа об исцелении и самой прилагать максимум усилий. Как учат святые: спасение души - это сотрудничество Бога и человека.
В борьбе с любой страстью помогают молитва и частая исповедь. Молитва может быть как церковная, так и домашняя. Более того, на любом месте можно мысленно обращаться к Господу и просить Его помощи. Только просьбу всегда лучше предварять покаянием, хотя бы коротеньким, например: «Господи, прости меня грешную, и помоги мне избавиться от курения».
Сам организм отвыкает от зависимости курения недолго: от месяца до трёх. Притом самое тяжёлое время - первая неделя, максимум две. Постепенно неприятные ощущения будут проходить. Но позывы к курению могут быть год и даже больше. Но это уже не требования организма, а психологическая зависимость - привычка. Вот чтобы от неё избавиться, очень помогает молитва. Страдания же организма можно облегчать лекарствами. С помощью Божией отвыкание может стать не таким болезненным и безвозвратным.
Постарайтесь в самое свое сердце положить слова Христовы:
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:5).
Когда они станут самым центром Вашего представления о действии Божием и о самой себе, тогда не будет ни курения, ни гордости. В процессе обдумывания, конечно, Вам придется целиком прочитать Евангелие и начать регулярно исповедоваться и причащаться, усердно постоянно молиться, начать в себе борьбу с грехами не только внешними, но и внутренними (гордостью, завистью, унынием, осуждением и т.д.).
Здравствуйте! Не нужно противопоставлять собственные усилия и помощь Господа. Это относится ко всему. Мы ведь просим Бога о даровании нам хлеба насущного и сами зарабатываем, покупаем пищу, готовим. Или молимся об исцелении и принимаем лекарства. И в духовной жизни есть много призывов к действию, а не только к молитве. Что касается пагубных привычек, то они ведь они затрагивают не только волю человека, но и его организм. А это значит, что нужно исцеление души и тела, как естественное, так и сверхъестественное.
Не возгоржусь ли я? И не может быть такого, что я пока что еще курю, именно потому что есть риск и склонность к гордыне?
А в чем здесь, если задуматься, повод для гордости? Разве прекращение курения делает Вас каким-то особенным человеком, лучше чем другие? Прекратив курить, Вы не станете праведней, бросают курить и безбожники. Вы ведь для себя стараетесь бросить, а не чтобы хвалиться этим, верно?
В заключение приведу наставление епископа Василия Кинешемского, которое относится к любой деятельности:
Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. <…> Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. <…> В этом постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие. Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности. <…> Жизнь есть вечное движение. Она никогда не стоит. Духовная жизнь также движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад. Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32).
Охотно поделюсь с вами собственным опытом того, как я бросил курить. Это было в 2000-м году, и я в то время совсем недавно воцерковился.
Курил я около 14 лет, и помногу: выкуривал от полутора до трёх пачек в сутки. Курить пытался бросить несколько раз, но всегда безуспешно. В один прекрасный момент я понял, что могу попросить об этом Бога, и Он мне поможет. Я от души и искренне помолился Господу, прося помочь мне покончить с курением, и с того момента осознанно прекратил курить. К моему удивлению и радости, процесс «ломки» у меня, который и 30-ти минут не мог обойтись без крепкой сигареты, длился всего три дня и прошел достаточно легко. Я почти непрерывно щёлкал семечки, и это тоже помогало. Через три дня зависимость от курения покинула меня. С тех пор и по сей день я ни разу не закуривал.
Поскольку данный пример живой и эффективный, то я советую вам ему последовать: от всей души попросить Бога о помощи, и при этом самой предпринять максимум усилий для того, чтобы бросить курение. Бросать лучше не постепенно, а сразу. И, что называется, с открытой пачкой в кармане.
О том, чтобы ничего не предпринимать, боясь приступа гордыни, и ждать, что Бог вам все преподнесет «на тарелочке», и думать не надо. Не делать ничего хорошего, чтобы не загордиться — это не христианский путь. Так не служат Богу, а «зарывают свои таланты в землю» (Мф. 25:14-29). Боритесь с гордыней, не давайте ей хода, и будет порядок.
С уважением,