Толкуя образ 24 старцев из Апокалипсиса, святой Андрей Кесарийский пишет:
"Сообразнее, кажется, понимать так: под двенадцатью первыми старцами разумеет просиявших в Ветхом Завете, а под двенадцатью другими - угодивших в Новом. 12-ть первых суть Патриархи - Родоначальники двенадцати колен, <...>. - Белые одежды - признак чистой жизни и вечного празднования и веселия, которого удостоятся Святые. - Золотые венцы - знак победы, одержанной подвизавшимися над злыми демонами."
Насколько мне известно, братья Иосифа вели не самую праведную жизнь. Но согласно толкованию они оказались в высшем лике святости.
Как это можно объяснить - они покаялись в своей прежней жизни?
2 Ответа
Профессор Лопухин толкует этот отрывок так:
Кто были старцы, окружавшие престол, - толкователями решается неодинаково. На основании того, что эти старцы, сидящие на престолах, были одеты в белые одежды как знак их святости и непорочности (III:4; VII:13), а на головах их были золотые венцы, служащие символом победной награды (II:10), должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), но и действительных представителей всего прославленного человечества, сколько ветхозаветного, столько же и новозаветного. Эти старцы действительные личности, они избранники из среды прославленных (V:9), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям.
К святости сынов Иакова не надо подходить с мерками Нового Завета, они жили во времена Ветхого и считаются праведниками этого Завета. Братья покаялись перед Иосифом и проявили даже благородство в этом вопросе. После переселения в Египет они, очевидно, вели праведную жизнь. И среди новозаветных святых есть те, кто в начале жизни грешил, например, прп. Мария Египетская или муч. Вонифатий.