4 Ответа
Одной из причин лени является отсутствие четкой личной важности дела, ощущение бессмысленности работы. Когда человек не понимает, 1. зачем вообще делать что-то, 2. зачем что-то делать конкретно ему и 3. почему это должен делать именно он. Найдите свой личный смысл. Совет, который Вам дали, – помнить, что делаем мы что-либо благое ради Христа, - прекрасен.
Злость на тех, кто не помогает, рождается от ощущения, что ты делаешь что-то не для себя, а для других, а они не ценят, не благодарны, не поддерживают. Или если есть ожидание, что кто-то обязан облегчить труд, помочь, сделать вместо тебя. То есть раздражение происходит от ощущения некой несправедливости. Это соблазны гордой души, берегущей себя. Если помнить, что никто не обязан брать на себя ответственность ни за наши дела, ни за наши эмоции, будет легче преодолеть собственную изнеженность. Простой рецепт: не нравится беспорядок – возьми и убери. Никто другой не обязан делать нам «как нам хорошо». Это если речь идет именно о лени. Не всегда нужно делать все самому. Например, при воспитании детей необходимо приучать их к уборке, родители должны поделить обязанности и выполнять работу вместе, а не делать все за себя и за детей.
Привычку к труду вполне можно развить. Приучайте себя каждый раз осознавать момент достижения поставленной цели, вспоминать смысл каждого небольшого дела. Это дает доброе удовлетворение от сделанного и, тем самым, увеличивает стремление созидательно трудиться. Благодарите каждый раз Бога за то, что помог Вам не свернуть с пути, начать и завершить труд.
А когда еще только надо принимать решение делать что-либо или нет, не надо думать о том, что это мог бы сделать кто-то другой. Помните, что ответственность за выбор - трудиться или нет – только на вас. Исходите из предположения, что за вас работу делать никто не должен и даже никто не может.
Подумайте о том, что будет, если не делать работу совсем.
А в плане домашней работы - учитесь воспринимать ее не как неприятную выматывающую обязанность, а как часть заботы о тех, кого Вы любите. Если это станет делом любви, то даже в радость будет.
На счёт ребёнка…ребёнок говорит не хочу убирать, ты убирай — это твои обязанности.
Я ей объясняла, что мне тяжело, что хочу её помощи. Может взять заправить кровать и потом говорит, убирай сама.
Многое зависит от возраста ребенка. Раз Ваша дочь уже заявляет об обязанностях, значит, она уже достаточно взрослая. И тут два варианта – или Вам не удалось раньше привить ей понимание того, что обязанности по дому ваши общие, и теперь на это понадобится гораздо больше сил и терпения. Или же она подросток, а для подростков подобное сопротивление – возрастная норма. И тут тоже нужны силы и терпение. И главное – помощь Божия. Ни в коем случае нельзя озлобляться. Безусловно, нельзя сказать, что причиной всех ее поступков является Ваше воспитание. Тут могут быть и греховные соблазны, и влияние других людей. Однако Ваша реакция на поведение дочери (как и на поведение других людей) – это уж точно Ваш выбор, Ваша ответственность. Формула такая: «не меня раздражают, а я раздражаюсь». И тогда у Вас есть выбор – гневаться или сохранять любовь — что бы ни делал ребенок. Но помните, что исправить что-то в душе другого человека, помочь ему стать лучше можно только любовью. Спокойно, с терпением, с любовью, с Божией помощью можно добиться очень многого в отношениях.
Спасибо большое 🙏
Вы попробуйте представить во время своего ленивого отношения: что не моете посуду для Христа; что не убираетесь в доме, где живет Господь; что Божьи поручерия на работе исполняете в половину силы.
Представила!
Совсем другие ощущения!
Спасибо большое!
У меня, как озарение произошло!
Молитвами от лени не избавиться. Нужно просто взять и делать. Все. Другого не обретено. Ну и конечно, свою лень не стоит проецировать на близких.
Спасибо большое!
Лень свидетельствует об унынии, а уныние, в свою очередь, об отсутствии глубоких личных отношений с Богом и реального действия благодати. В чем причина этого - отдельный вопрос, лучше бы решать его на исповеди или в беседе со своим духовным отцом.
Прп. Иоанн Лествичник так суммирует методы борьбы с унынием:
Итак, скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто есть зле родивший тебя? и какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? и кто убийца твой? Он отвечает: «в истинных послушниках я не имею где главу подклонить; а имею для себя место в безмолвниках, и с ними живу. Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного. Непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. А противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ; а кто родил молитву, о том ее и спросите.
Вам хорошо посоветовали всегда помнить о Боге и о том, что всякое дело мы делаем перед Его очами. Полезно будет почитать и советы прп. Иоанна Кассиана Римлянина об унынии.
И вот Вам еще из писем свт. Феофана Затворника:
1. Тоску и скуку враг наводит
Пишете, что тоска и скука томит. Беды ведь внешней – видимой – никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец... и вот он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять. Молитесь к Господу и Божией Матери... и пройдет... Только не ропщите и не досадуйте на это, а говорите: по делам, по делам! И прибавляйте: прости, Господи, грехи мои, ведомые и неведомые. Враг томит без толку, а вы, обратив сие томление в томление о грехах, перехитрите его, сделав его орудием доброго душевного чувства (3, с. 93).2. Появление уныния: а) при отсутствии благодатных влечений; б) при пресыщении от чтения и размышления
Сказав, что «Царствие Божие обнаруживается», Сперанский продолжает: «Тогда, когда все размышления, все рассуждения о предметах небесных становятся сухими, скучными, безвкусными...» Нет, не так: то влечение не есть следствие этого безвкусия, а безвкусие есть следствие того влечения. Надобно сказать так: когда то влечение обнаружится, тогда прекращается всякая своеличная деятельность, умом ли или другими силами, и желания ее нет; разве только враг может подходить и на что-нибудь наводить, внушая, что то и то тебе надо сделать или обдумать, чтоб развить начинающееся доброе состояние. У Сперанского это выражено слишком сильно: «сухими, скучными, безвкусными», тогда как довольно было сказать: все прекращается и оставляется. Если эти слова Сперанского понять так, как они звучат, то они будут указывать на бывающие в духовной жизни остановки от сухости, безвкусия и скучности. Это припадки духа уныния, мучителя подвижников. Но тогда не бывает никаких благодатных влечений; напротив, отсутствие их и бывает причиною уныния. Тут место только молчаливому терпению. Бывает также нечто похожее на это, когда кто долго читает со вниманием и углубленно размышляет о читаемом; душа насыщается тогда и читать более не хочет, и требует утомленному вниманию отдыха в молитве. Само собою видно, что тут бывает влечение совсем не то, о котором идет речь: тут обычная потребность отдыха, обнаруживаемая утомленною душою, подобно тому, как обнаруживается она утомленным телом (10, с. 39–41).
Спасибо большое!