Наткнулся на статью одного Иерея, о том что плохие, раздражающие нас люди, посланы нам для смирения. Мои вопросы в конце статьи.
Вот часть его статьи:
Константин Корепанов, иерей:
«Есть три лекарства от гордыни: люди, обстоятельства и наши болезни. Эти лекарства в разные периоды жизни помогают человеку смириться.
Люди — это самая распространенная причина для смирения. Пьяный муж, гулящая жена, злой начальник, упёртый подчинённый, коварный коллега…
Приходит такой человек и говорит: «Батюшка, что делать с этим непутёвым человеком?» А этот непутёвый человек тебе и дан, чтобы ты смирился. И через это смирение вернул потерянную благодать.
Я-то думаю, что во всём виновата эта треклятая соседка. Во мне всё бурлит, кипит, я схожу с ума. Я ненавижу её. Меня от одного её вида трясёт.
На самом деле, виновата не соседка, виноват ты. Она же тебя не заставляет осуждать. Ты осуждаешь по доброй воле. Она просто создаёт условия, в которых то, что у тебя на душе, становится явным.
До соседки ты не знал, что ты гордый. Если бы ты осознавал, что ты хуже всех, то у тебя бы язык не повернулся никого осудить. В глубине души ты считаешь себя лучшим, потому осуждаешь и ругаешь.
И когда до человека это доходит, он начинает каяться и плакать, и постепенно благодать Божья возвращается к нему. Примирившись с соседкой, человек примиряется с Богом. Он понимает, что она — такая, какая есть. Она находится здесь по воле Божьей, чтобы показать ему его недостатки. Показать, что он — гордый и самовлюблённый человек.
И когда он это понимает, он вступает на новый уровень смирения, а соседка вдруг съезжает из этого дома или коллега увольняется, либо его самого переводят в другой отдел. Урок выучен. Человек смирился. Раздражающий фактор исчезает.
То есть неприятные люди, которые находятся рядом с нами, пребывают там по одной-единственной причине — они посланы нам Богом для прохождения урока.»
А как этому плохому человеку перестать таким быть? В этой статье говорится что таких людей посылает Бог для смирения, но как такому человеку измениться к лучшему? Неужели они лишь пешки для улучшения других людей, которых Бог убирает из жизни тех людей, для которых они были посланы, а сами такие люди измениться не могут? Если такой человек сам не осознаëт, какой он в полной степени, как ему измениться? Бог помогает стать лучше таким людям и если да то как? Если, я сам для многих раздражающий, неприятный человек и я не знаю всех своих черт которые неприятны другим, могу роптать на Бога, осуждать и жаловаться на свою жизнь, что Бог другим лучше помогает и даже часто задаюсь вопросом почему так, как мне измениться и перестать быть таким человеком?
3 Ответа
Все мы — сообщающиеся сосуды: для кого-то Вы — тренажер смирения, а кто-то — для Вас. Но для Творца каждый — любимое чадо, которое Он желает спасти. «Плохой» человек становится «хорошим» ровно в тот момент, когда перестает оправдываться и начинает каяться.
Отец Константин говорил о нашем восприятии скорбей, а не о том, что Бог намеренно штампует злодеев.
Бог помогает не «другим», а тем, кто просит. Инструмент перемен — Исповедь. Принесите Богу свой ропот и «скверный характер» не как жалобу на жизнь, а как диагноз. Господь — Врач. Он не «убирает» людей в утиль, когда урок окончен, а переводит их (и нас) в следующий класс, если мы готовы учиться. Начните с краткой молитвы прп. Ефрема Сирина: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». И дойдите до храма — там вы обретете помощь Божию для исправления жизни.
Исповедь — это не поиск эмоций, а волевой акт отказа от греха.
Скажите на исповеди прямо: «Каюсь в окамененном нечувствии. Умом грех осознаю, но сердце молчит». Важно само Ваше усилие и желание исцелиться вопреки сухости души.
Описывать подробности блудных грехов и сценарии фантазий категорически нельзя. Называйте суть: «Каюсь в рукоблудии с извращенными (или хульными) помыслами». Этого достаточно.
Стыд в этот момент естественен и полезен. Священника Вы не удивите. Главное — Ваша решимость оставить этот грех.
У меня полностью отсутствуют эмоции и чувства, не только отсутствие покаяния. Как мне исцелить этот недуг? Вы сказали могут помочь таинства и молитвы?
Да, Таинства и молитва — это главные инструменты, но они действуют не как таблетка мгновенного действия, а как длительная терапия. Благодать Божия врачует природу человека постепенно, «отогревая» замерзшую душу.
«Окамененное нечувствие» лечится постоянством и волей. Продолжайте приступать к Исповеди и Причастию, даже если делаете это пока «механически». Делайте дела любви (помощь другим, забота), даже если внутри ощущаете себя роботом. Чувства вторичны, они вернутся, когда душа начнет выздоравливать.
Важный момент: если полное бесчувствие (ангедония) длится долго, настоятельно рекомендую параллельно обратиться к клиническому психологу или психотерапевту. Часто духовные проблемы переплетаются с депрессивными состояниями, и помогать человеку нужно целостно: и духовно (в храме), и душевно (у врача). Одно другому не противоречит.
«Познание себя – это начало спасения. Познай себя, человек, и нелицемерно признай свою бедность и окаянство перед Богом. И отдай себя в руки Христовы, как немощный отдает себя лекарю, и тогда Христос исцелит тебя!
От всякого греха беречься и принуждать себя ко всякому добру, хотя и не хочет сердце. Господь, видя такое старание и усердие к добру, будет делать милость старающемуся и день ото дня к лучшему его исправлять. Немощный, когда хочет исцелиться, бережется от всего, что лекарь ему запрещает, хотя желание его и влечет к тому. Так и христианин должен уклоняться от всего, что Небесный Врач Христос запрещает, хотя и не хочет сердце. Иначе исцелиться не может.
Усердно молиться и просить исправления у Самого Христа, Который прокаженных очистил, слепых просветил, немощных исцелил. Он и души наши бессмертные исцелит, если усердно будем Ему молиться и сами будем старание к тому прилагать, по неложному Его обещанию: просите, и дано будет вам...»
Святитель Тихон Задонский
Неужели они лишь пешки для улучшения других людей, которых Бог убирает из жизни тех людей, для которых они были посланы, а сами такие люди измениться не могут?
Нет, это не так. Все люди призваны ко спасению Богом. Как такому человеку стать лучше? Также, как и любому другому, через осознание своих грехов, покаяние, следование заповедям Божьим. Да, порой мы не замечаем за собой каких-то недостатков и грехов. Но рано или поздно нам что-то открывается о себе. Что-то мы сами начинаем замечать, о чем-то нам становится известным от других людей. Это должно стать поводом не для уныния, а для того, чтобы стать лучше, насколько это возможно.
Если, я сам для многих раздражающий, неприятный человек и я не знаю всех своих черт которые неприятны другим, могу роптать на Бога, осуждать и жаловаться на свою жизнь, что Бог другим лучше помогает и даже часто задаюсь вопросом почему так, как мне измениться и перестать быть таким человеком?
Начните с того, чтобы перестать роптать и жаловаться. Да, наверное, проще роптать и жаловаться, тем самым оправдывая свою пассивность. Но действительно ли стоит проживать свою единственную земную жизнь в ропоте и обидах? Может пришло время начать менять себя и свою жизнь к лучшему, приняв ответственность за свою жизнь? Да, это может быть сложно и страшно. Но это дает реальный шанс на позитивные изменения. Если Вы хотите изменений, предпринимайте конкретные шаги вместо пассивного ожидания чуда, которого не случится. Начните с исповеди в церкви и обращения к психологу.
Как мне исповедовать отсутствие эмоций и чувств, или грехи рукоблудия с мерзскими фантазиями?