4 Ответа
Надо готовиться ко причастию так же, как Вы обычно это делаете, в том числе в отношении поста. По церковным правилам пост отменяется только на Светлой седмице. Но вообще меру поста лучше обсуждать не здесь, а со своим духовником.
Кирилл, я не могу ей вообще ничего конкретного советовать, т.к. лично с ней не знаком. Не знаю, как часто она причащается, какова ее духовная жизнь. Поэтому и предложил поститься так, как она обычно привыкла. Вы ведь понимаете, что евхаристический пост — это мера нашего личного усердия ради таинства причастия.
Такого рода вопросы надо решать с духовником, конечно.
Отец Евгений, т.е. имеет смысл нарушать церковные порядки ради «личного усердия». Получается, что Церковь на этой седмице не постится, в знак того, чтобы не подражать фарисею, а некоторые, более усердные, продолжают поститься?
Есть такое выражение: «келья устава не знает». Т.е. дозволяется личное усердие, когда нет презрения церковным канонам. Безусловный канон — только об отмене поста на Светлой седмице. О прочих послаблениях (применительно к периоду Пятидесятницы) прп. Феодор Студит в своих монашеских правилах пишет:
2. Вопрос. Равным образом и о святой Пятидесятнице написано,
что [не следует] преклонять колена или вообще содержать пост 4 . Как
же те, кои сидят в своих келлиях, не соблюдают этого, но и постятся,
и преклоняют колена целую неделю, кроме, конечно, субботы и вос-
кресенья?
Ответ. Проповедь Евангелия имеет общее для всей вселенной зна-
чение, хотя бы и совершалась в недавнее время, и должна возвещать
всеобщие повеления. И так как воскресение Христа у многих вызвало
недоверие, то для доказательства его установлено учение, как бы пропо-
ведующее и поучающее о том, что как посредством греха мы сделались
мертвыми, пали долу и не можем воскреснуть без явления Воскресше-
го, так и после пришествия в последние времена Христа Бога нашего,
Которому надлежало явиться (Быт. 49:10), и после безгрешного Его
страдания ради грехов наших мы воскресли. Поэтому для доказатель-
ства таинства установлено указанное правило, которое и господство-
вало, и должно господствовать. Посему не погрешают монахи, тайно
преклоняя колена в эти дни, ибо, признав себя достойными осуждения
и как бы добровольно заключив себя в темницу, они должны всегда
взывать к Господу и со смирением просить милосердия, ведь для мо-
наха, как сказано, нет на земле праздника.
А где можно найти канон о 3-х днях поста перед Св. Причащением? Такого нет. Соответственно и «презрения церковным канонам нет». Это лишь поздняя традиция времён евхаристического охлаждения.
И Ирина, насколько я понял, не монахиня…
А где можно найти канон об отмене поста на текущей неделе? Это не канон, а предписание Типикона.
Кирилл, есть церковные обычаи. Мне кажется, какая-то мера воздержания перед причастием уместна. Некоторые ориентиры предлагает документ, который выше процитировал Сергей. А в остальном это дело духовнической практики.
Отец Евгений, тогда получается, что Ваш ответ следует понимать так:
1. Не «надо готовиться», а «возможно готовиться».
2. «По церковным правилам» — это одна сторона медали; точнее сказать, что «Есть две традиции (обычая) — поститься и не поститься».
Такое церковное предписание существует (одобрено Константинопольским Синодом 1643 г. и издавалось по определению Св. Синода Русской Церкви): «В некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин».
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pravoslavnoe-ispovedanie-kafolicheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj-perevod-i-kommentarii-s-fedorova/#0_85
Из документа об участии верных в Евхаристии:
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.
Простите, Сергей, кратко резюмирую: если кому-то недостаточно поститься около половины дней года, то он находит духовника, который будет рекомендовать или требовать ещё по 3 дня перед каждым Святым Причащением, если же ему достаточно многодневных и однодневных постов, то находит духовника, который этого не требует.
Нет церковных канонов, требующих от христианина поститься три дня перед причастием, вычитывать правило и т.д. Эта благочестивая местная русская практика сложилась довольно поздно. Чего не сказать об отмене поста в среду и пятницу в седмицу после Недели о мытаре и фарисее. Впервые об этом у церковных писателей упоминается в 11 веке. Изначально эта традиция также была местной, но позже распространилась на всю Церковь.
На мой взгляд, если человек воцерковлен, живет полноценной христианской жизнью, регулярно и часто причащается, поститься во все положенные однодневные и многодневные посты, то и седмица после Недели о мытаре и фарисее должна быть для него сплошной, без поста. Нет никакой необходимости придумывать себе дополнительные посты в то время как Церковь пост отменяет.
Отец Евгений, т.е. Вы советуете Ирине поститься «как обычно», т.е. и в пятницу? Игнорируя сплошную седмицу?