Здравствуйте. Мне 17 лет, я из невоцерковленной семьи, у меня мало друзей. Около трёх лет назад у меня начали появляться первые вопросы о мироздании, Творце, вере. Где-то год назад я впервые открыл Библию и начал регулярно её изучать, до этого времени я жил весьма бесчинно. Через некоторое время после этого я убедительно принял христианство в свою жизнь и к тому времени я стал понимать в какой грязи находился, весьма изменился внешне и внутренне.
Довольно долго я склонялся к протестантизму, меня интересовали баптизм, пятидесятничество, на православие я смотрел с большим скепсисом, но и не отвергал. Хоть у меня и до сих пор остаётся много вопросов, но после долгих поисков я принял для себя, что православная Церковь - это лучшее христианство.
Меня преследует проблема - я не могу пойти в храм. Где-то полгода назад я начал ходить по самым большим храмам Москвы по воскресениям (это продлилось несколько месяцев), как начинались Таинства - я уходил. Тогда я не мог себе ответить честно - зачем идти именно в самые популярные храмы, расположенные в центральной части города, долго в них ехать, если у меня на районе есть несколько приходов? Сейчас я понимаю, что причина такого поведения - это мои огромные эго и гордость. Я хотел быть \"незаметным\", слиться с толпой. Мне страшно вообще контактировать с кем-то из храма вживую. Я понимаю, насколько этот страх неразумен, но мне до сих пор буквально страшно пойти в районный храм (а от мысли о исповеди вообще сердце уходит в пятки).
Я буквально не могу разговаривать о духовных вещах с кем-либо, даже с родителями - меня будто всего переклинивает и я забываю всё, что было бы уместно сказать. В такие моменты даже становится страшно произнести слова «Библия», «Бог», «Иисус» и др., как будто я просто не могу. Особенно это проявляется когда неверующее окружение начинает эту тему, но также это есть и в личном диалоге с верующим человеком, да вообще со всеми. Мне даже было страшно начинать писать этот вопрос.
Возвращаясь к разговору о храме - у меня ощущение, что меня не поймут. Ощущение, что я буду окружён бабушками, говорящими что-то в духе \"ты как посмел свечку левой рукой поставить?\". Звучало, наверное, довольно невежественно и гордо. Также я боюсь, что я не смогу найти верующих ровесников, что я буду единственным из молодых людей (это также одна из причин, почему я склонялся в протестантизм), хотя, конечно, глупо, очень глупо, полагать, что из десятков миллионов верующих православных людей в нашей стране - я один такой уникальный и молодой.
Но в сухом остатке я имею огромный страх ходить в храм, страх знакомится и общаться с верующими людьми, страх вообще показывать свою веру в обществе, страх участвовать в Таинствах. И я чувствую, что пока не преодолею эту преграду - не смогу полностью отречься от своих обольстительных похотей, которые тянут меня в то бесчинство (и нередко у них получается), в котором я был до осознания существования Творца (1Ин.3:6), не смогу истинно стать новым творением (2Кор.5:17).
3 Ответа
Родной, ты правильно ставишь вопросы о самом себе и ищешь ответы в нужном месте - в Церкви. Поскольку вопросов прозвучало очень много, на все я не смогу ответить, но что-то скажу.
Во-первых, о протестантизме. Его сила и вместе слабость - в "самоочевидной" простоте богословия и в возможности самостоятельно формулировать это богословие, кому как хочется. Конечно, все это развивает в верующем гордость и прочие страсти. Среднеарифметический протестант пропитан горделивым ощущением своей избранности и спасенности, а также осуждением грешных православных. Если ему на это указать, он не смутится, но продолжит осуждать и скажет: да ведь вы в самом деле грешники и не спасены, потому что не принимаете Иисуса Христа как личного Спасителя.
Видимо, духовные поиски в этом направлении у тебя пока не закончились, поэтому советую почитать или посмотреть диспуты с баптистами. Что касается серии диспутов с моим участием: вначале мы записывали просто аудио, а в конце уже перешли и на видео, пока баптисты не передумали с нами беседовать. Но главное, мне кажется, с обеих сторон прозвучало.
По пятидесятникам мы отдельно сделали отличный учебный диспут с бывшим пастором Михаилом Юртайкиным, но по неопытности сильно запортили звук. Если потерпишь, то много полезного оттуда узнаешь.
Сейчас мы готовим линейку учебных диспутов об общих для протестантов вопросах, пока смонтировали первые два, в частности этот.
Вернусь к твоим вопросам и скажу об общинной жизни и православной молодежи. Я сам не москвич, но знаю, что в Москве есть достаточно активные молодежные православные движения. Поищи сам, наверняка что-то найдется. Есть и социальная деятельность с волонтерством, и летние лагеря, и простое человеческое общение друг с другом и со священником. При выборе конкретных вариантов имей в виду слова Христовы: "Блаженнее давать, нежели принимать". Не считай себя несчастным и одиноким человеком, который нуждается в постоянной заботе и развлечениях. Наоборот, ты здоровый молодой человек, который может помочь другим - по-настоящему больным и немощным. Проблема не вне, а внутри, но Господь силен тебя укрепить для помощи ближним.
Далее, о душевной полноте. Никак нельзя наполнить себя до верху чем-то иным, кроме благодати Божией, которая принимается нами в таинствах, а действует в нас по мере нашего послушания Богу. Почитай об этом очень простые проповеди свт. Серафима (Соболева), великого чудотворца прошлого века.
Наконец, о страхах из-за общения. Есть прекрасная древняя поговорка: дорогу осилит идущий. Не бойся и замечаний. Скажу по себе: когда я начал воцерковляться, я был существенно старше тебя. И вот как-то я зашел в храм и сел, как привык, нога на ногу. Хотя время было не богослужебное, но ко мне тут же подошла какая-то женщина и заявила, что в храме так сидеть не положено, надо сесть просто. Мне очень захотелось вспылить и попросить ее не лезть не в свое дело, но потом я решил не спорить и сел как принято. После этого я подумал, что мне не трудно так сидеть, зато никого не буду смущать. Но еще очень долго я заставлял себя садиться по-новому и вместе вспоминал, как же это посмели мне - МНЕ! - сделать замечание. Раздражение давно прошло, но память об этом событии во мне осталась. На этом примере видно, что причина нашего неприятия церковных обычаев исключительно в гордости. Принятие церковных обычаев и замечаний помогает нам эту гордость в себе обнаружить и бороться с ней. А люди, которые делают нам замечания, являются нашими благодетелями, потому что помогают заметить в себе гордость.
В целом ты это понимаешь, поэтому сейчас первейшая задача - умолить Бога, чтобы Он помог тебе смириться. Отчасти тебе мешают еще возраст и, возможно, характер. На этом пути смирения могут помочь: 1) добрый пример, который мы находим при чтении Евангелия и житий святых; 2) личная ежедневная молитва обо всем, что тебе нужно, в том числе чтобы получилось исповедоваться и причаститься; 3) участие в богослужении, а когда дозреешь, то и в таинствах.
Беда нашего времени - в разобщенности. СМИ культивируют образ неверующих или нецерковных людей, поэтому кому-то кажется, что все такие, а они - верующие - белые вороны. Это не так: верующих очень много, среди них есть чрезвычайно добрые, терпеливые и смиренные люди. Просто в силу своего смирения они не трубят перед собой, как лицемеры, которыми заполнены современные развлекательные каналы.
Разговаривать о вере со всеми подряд нет никакой нужды. Если прямо спросят, надо кратко ответить, что ты верующий и православный, но в спор вступать не нужно. Главное пока что - воцерковиться. Теоретические сведения о Церкви и нашей вере можно найти, например, в этом "Законе Божием".
Не унывай, многие шли твоим путем, а потом воцерковились и органически вошли в здание Церкви. Кстати, почитай видение о Церкви св. Ерма, мужа апостольского. Тебе будет понятнее, какими мы должны будем стать с точки зрения Бога. Помоги Господь!
Ну что ж, чтобы победить страх, нужно преодолевать его. Не надо заранее себя настраивать на негатив относительно того, что будет в храме. А если что-то такое произойдет, ну и что? Ничего катастрофического не случится, это тоже опыт.
Также я боюсь, что я не смогу найти верующих ровесников, что я буду единственным из молодых людей.
Тут надо хорошо для себя понимать зачем мы ходим в храм, прежде всего. Если мы идем ко Христу, на богослужение, чтобы участвовать в Таинствах - все остальное уже более или менее второстепенно. Да, хорошо, когда есть верующие сверстники на приходе, с которыми можно подружиться. Но нужно помнить о том, что храм предназначен не для того, чтобы закрывать человеческую потребность в общении и дружбе. Это место богослужения. Ни ты, ни другие люди не обязаны там заводить знакомства и общаться. Это может произойти только естественным образом, если оба человека этого захотят. Так что надо пробовать, брат. Помолившись Богу об укреплении идти в храм. Уверен, что не все так страшно, как это представляется в голове.
То, что Вы описали, называется исканием Бога. Очень хорошо, что Вы вступили на этот трудный, но в то же время радостный, благодатный путь! Слава Богу!
Из Вашего вопроса не совсем понятно, приняли ли Вы крещение в Православной Церкви? Возможно Ваши страхи связаны как раз с этим. Крещение в некоторых церквях можно получить индивидуально, если Вас смущает многолюдство.
Если Вы крещены, то тогда надо начать с простой исповеди. Можете особенно не готовиться к ней, Вы и так чувствуете, что надо сказать. В субботу вечером пойдите в храм, какой Вам больше нравится и поисповедуйтесь у священника, который Вам больше симпатичен. Важно начать. После этого Ваши страхи начнут уходить.
Страх преодолевает добродетель мужества. Её надо просить, как и любой дар, у Бога в молитве. Мне в Ваши годы очень помогли строки Евангелия:
Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф.10:32-33).
Также те, что следуют за этими:
И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:38-39).
Помощи Божьей Вам.