Мы часто можем услышать от протестантов и от других иноверцев что мы православные не так понимаем то место Писания, что здесь нужно понимать буквально, а вот в этом моменте нет. Тоже самое протестанты говорят что на Тайной вечере Тело и Кровь Спасителя и всего лишь символы. Так как понимать, где где говориться буквально а где образно?
4 Ответа
В самой Библии нет перечня ясных и неясных мест. Поэтому, когда протестанты говорят, что нечто надо понимать символически, то они навязывают свое толкование богооткровенному тексту, хотя сами не имеют откровения от Бога. Выходит, для них толкователь становится выше апостолов и пророков, даже выше пославшего их Бога. Конечно, они скажут, что им это открыл Дух Божий, но в действительности они все друг другу противоречат, значит, они сами себя обманывают. Спорят между собой не только отдельные толкователи, но и целые протестантские церкви, и конца этому спору нет. Поэтому процесс дробления протестантов непрестанно продолжается, сейчас это более десяти тысяч деноминаций. Значит, их путь личной молитвы, якобы гарантирующей правильное толкование,- тупиковый.
У нас же есть представление, что Дух Божий дал пророкам и апостолам Писание, но Он же всегда действует в Церкви, давая ей правильное понимание Писания и силу для исполнения заповедей. Преимущественно эта сила действовала в людях, наиболее подчинивших себя Богу и ставших Ему самыми близкими друзьями, т.е. в святых. Отсюда мы принимаем святоотеческое толкование как данное им Святым Духом. Святые отцы никогда не противоречили друг другу в существенных вопросах. Зачастую видимое как бы противоречие было обусловлено разной их аудиторией и поэтому разной степенью проникновения в текст.
Вот как об этом пишет свт. Игнатий (Брянчанинов):
Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.
Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие.
Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.
Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.
Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.
Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству.
Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.
Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.
Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.
Итак, советую Вам читать святоотеческие толкования, но вместе и заботиться об исполнении заповедей Христовых. Если Вас интересуют какие-то конкретные полемические вопросы, поступающие от протестантов, советую вступить в телеграм-группу православных полемистов и бывших протестантов "Возвращение домой". Или, может быть, начать с их публичного канала, там есть ответы на большинство таких вопросов.
Читайте святоотеческие толкования - это самый простой и безопасный путь. Что касается (не)буквального понимания, то это зависит от контекста и принятого Церковью толкования того или иного места. В частности, буквальное толкование слов Христа о Теле и Крови основано не только на том, что иное толкование не подтверждается контекстом, но и, что более важно, на том, что святые отцы и учителя Церкви с древнейших времен единогласно понимали их буквально. Можно привести пример толкования св. Игнатия Антиохийского, который жил во II веке и лично общался с апостолами Иисуса Христа:
Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости.