Здравствуйте. Я вот не понимаю некоторые моменты... Зачем дни третий, девятый и сороковой?.. Бог же в вечности и там нет времени. А если например душа после смерти попадает туда где нет времени то и смысла нет в этих днях. Душа получается просто летит туда, где уже происходит Страшный суд, встречает там в будущем своё пролежавшее века тело и преобразившись становится на суд. Зачем привязывать вечное к нашему земному представлению о пространстве, где есть время и придумывать частные суды , чистилища и проч.?
3 Ответа
Тут следует заметить две вещи.
Во-первых, мы говорим о "вечности" применительно к умершим не в том смысле, что для них время в каком-либо виде перестает течь - а в том, что они перешли (если речь идет о благочестивых людях) к вечной жизни с Богом. Время продолжает существовать (хотя, возможно, переживается по-другому) и по ту сторону смерти. Например, богач из притчи о богаче и Лазаре помнит о том, что его пять братьев еще живы на земле (Лук.16:28). Мученики, упомянутые в Откр.6:10,11 просят о суде Божием над пока еще торжествующими на земле гонителями и злодеями, и им сказано, чтобы они "успокоились еще на малое время"
То есть, по свидетельству Писания, для усопших есть время - и оно в какой-то мере течет параллельно с земным; усопшие знают о происходящих на земле событиях.
Во-вторых - наше молитвенное поминовение усопшего (и процесс исцеления души, пережившей тяжкую утрату) требует определенный упорядоченности. Весь строй церковной жизни помогает нам выстроить упорядоченную и дисциплинированную молитвенную жизнь - это относится и к молитвам об усопших.
То, что Вы пишите об отсутствии времени за гробом, еще нуждается в обосновании. В Библии сказано о будущем, что времени уже не будет (Откр.10:6). Отсюда логично вывести, что сейчас оно есть и в духовном мире для тварных существ, хотя и скорее всего, идет иначе, чем на Земле.
Что касается сроков поминовения умерших, то они имеют более символическое значение для живых. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что
«объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: "Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, кто в третий день воскрес из мертвых; девятый – в воспоминание живых и умерших; сороковой – по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный – в память самого умершего". У св. Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, – так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви».