6 Ответов
Свт. Феофан Затворник писал о конкретных признаках того, что человек с Богом, в состоянии спасения:
Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь.
Прп. Макарий Оптинский пишет:
Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности; а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостию и обольщался
Свойство гордости и всех страстей таково, что чем человек меньше одержим страстью, тем сильнее он ее видит в себе и уверен, что очень сильно ей одержим. Поэтому Святые считали себя величайшими грешниками, а прельщенные - смиренными и святыми. При правильной духовной жизни человек искренне должен считать себя все грешнее и грешнее. Т.е. ему будет казаться, что он и не начал духовную жизнь, и сам становится с годами только хуже. И как его ни будут убеждать люди, он все равно видит себя очень грешным, грешней всех.
Сомнение может быть Вам посылаемо и от Бога через Вашего Ангела Хранителя. По всему видно, что Вы стремитесь к Богу, к познанию истины. Это хорошо. Плохо то, что Вы невольно сочиняете себе некое благостное состояние и считаете, что это и есть пребывание с Богом. Сочинять себе такие чувства на самом деле опасно в духовном плане. С Богом не всегда легко на душе, бывает очень тяжело, даже невыносимо. Но если в такие моменты человек начинает искренно молиться Богу, просить у Него прощение грехов и помощи, то приходит умиление, такое умягчение сердца, которое часто бывает со слезами, сначала горькими и болезненными, но потом сладкими. И тогда человек чувствует настоящую близость Бога, Его любовь. Именно умиление святые отцы считают признаком близости Бога на молитве. Приходит оно чаще, как следствие покаяния, а не внешней скорби. Внимательной, неспешной, покаянной молитвы к Богу. Умиление приносит с собой облегчение, лёгкость, светлость душе. Она чувствует себя очищенной, умиротворённой. Вот этот мир, после настоящей молитвы и есть настоящее примирение с Богом и со своей совестью.
Помощи Божьей Вам.
Вы обозначили в вопросе три духовных состояния: внутренний мир, желание помогать ближним и некие сомнения. Ясно, что мир противоположен сомнениям, а желание помогать ближним должно быть разумным, но без него спасение в обычном порядке невозможно, это совершенно очевидно. Выходит, что в Вашем вопросе нет ни одного ясного пункта.
Поэтому советую обратиться к своему духовному отцу и подробнее рассказать ему: 1) по поводу чего, как и когда появляются сомнения; 2) что это за ощущение мира у Вас было и есть; 3) как именно Вы ранее помогали ближним, не вызывало ли это у Вас тщеславных чувств или желания взаимной помощи, а также что сейчас Вас начало смущать.
В вопросе не прозвучало ни слова о молитве и церковной жизни, в частности об участии в богослужении и таинствах; не сказано, читаете ли Вы регулярно Евангелие; не осуждаете ли ближним и не имеете ли тяжких грехов. Все эти моменты тоже надо бы обсудить с духовным отцом: они взаимосвязаны.
Роман, здравствуйте! 🙂 Милости Вам Божией.
Ваши чувства мира и стремление помогать ближним – это, несомненно, добрые ростки в душе, указывающие на благодатное присутствие Бога. Ведь как сказано в Св. Писании, «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), и когда мы любим, мы с Ним.
Сомнения – это не всегда плохо. Порой они как ветер, который раскачивает дерево, делая его корни крепче. Это могут быть искушения, пытающиеся отвлечь от духовного пути. Игнорировать их полностью не стоит. Лучше обратить их в повод для углубления веры.
Укрепить же взаимоотношения с Богом естественно через участие в Таинствах Церкви – Таинстве Покаяния и Причастия. Регулярная личная молитва тоже становится надежной опорой. Полнота общения с Богом дается в лоне Православной Церкви. Обратите свои сомнения в ступеньки к еще большей близости с Господом!
Если говорить о внутреннем состоянии, то это как попытаться описать неописуемое. С внешней стороны свидетельством пребывания с Богом является соблюдение заповедей, о чём пишет ап. Иоанн Богослов:
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Спасибо