Когда я молюсь, то чтобы быть внимательным, я стараюсь представить, что я предстою перед всевидящим Богом, разговариваю с Ним, соединяюсь с Ним, что Он слышит меня.
Я знаю, что нельзя стремиться вызвать у себя какие-то ощущения, ибо это духовная прелесть. Но с другой стороны, если я буду молиться рассеянно, без сердечного внимания, это тоже плохо.
Скажите, является ли то, что я описал выше - духовной прелестью? И какой настрой и ощущения должны быть на молитве? И как преодолеть рассеянность на молитве?
Спаси Господи!
4 Ответа
Батюшка Димитрий Смирнов (+2020) неоднократно в своей передаче по ТВ отвечал о рассеянии, что не рассеиваются на молитве только Ангелы. Бог не требует от человека нерассеянной молитвы в начале духовной жизни, нужно только стремиться. Вот краткая статья из игумена Марка (Лозинского) с цитатами, что нужно ум просто заключать в словах молитвы. Т.е. ничего не представляя. Когда ум уходит, нужно его вернуть. И так постепенно человек будет приобретать благодать, отгоняющую рассеяние.
Но это именно дар от Бога, не просто какой-то технический навык. Архимандрит Авраам (Рейдман) говорит, что внимание на молитве - первый из даров Святого Духа, получаемый молящимся: "благодать для новоначального, если говорить только о субъективных ощущениях, — это внимание в молитве." Но одновременно батюшка Димитрий говорит, что "дай нам Господь хотя бы на секунду чистую молитву – и мы сразу впадем в прелесть, потому что слишком горды." Т.е. получение этого дара может наступить через много лет, даже в конце жизни.
То, что воображать на молитве что-либо опасно, говорит, например, прп. Амвросий Оптинский (вопрос 431). Есть такое понятие "три образа молитвы". Об этом говорит прп. Симеон Новый Богослов, а также прп. Силуан Афонский, свт. Феофан Затворник. И первый образ - это молитва с воображением. Такой образ может вызвать прелесть.
Очень хорошо, что у Вас возникают такие вопросы. Желательно адресовать такие вопросы не всякому, а лишь человеку, преуспевшему в молитве, если сможете такого найти, и усерднее читать святых отцов, которые все успешно подвизались в молитве. Например, почитайте сочинения свт. Игнатия (Брянчанинова). В целом для начала, наверное, лучше читать русских святых отцов, как более близких нам по времени и обстановке.
Во всяком случае, представлять, что Вы соединяетесь с Богом, не стоит.
Здравствуйте!
То, что Вы описали происходит от духовной неопытности и прелестью не является. Как нельзя обвинить ребенка, допустившего ошибку при заполнении бланка, в банковских махинациях. Именно так.
Прелесть - это состояние крайнего заблуждения в вопросах практики веры, продвижение себя, как учителя, как знающего и несомненно авторитетного в вере. Собственно, прелесть - это лесть себе, что все знаешь и умеешь и достиг высокого авторитетного уровня.
Вторым обязательным признаком прелести является нежелание подчиняться иерархии и установленным Церковью правилам. Причем человек может напоказ соблюдать, а оставаясь старшим, их же нарушать. Это относится не индивидуальной сфере, а общепринятой, например, богослужебной, семейной, рабочей. К этому признаку относится и нежелание признавать Святой Дух первоисточником всего, отсутствие желания возрастать в Нем, в Боге, пользоваться святоотеческим учением, как основой принятия решений. Не проверяет свои знания по ним.
Так же человек в прелести не делает христианские добродетели ради Христа, а осуществляет их напоказ.
Все это к Вам мало относится. В Вашем случае просто молитесь, глядя либо в молитвослов, либо чуть пониже иконы. Выкладывайте усилие в слова молитвы, все остальное придет с опытом.