Здравствуйте.
Меня зовут Павел, мне 14 лет, хочу чтобы вы помогли мне разобраться.
Молитва существует разная, бывает умная молитва, когда человек молится чисто умом, он понимает что он молится, но может рассеиваться ( это нормально для таких грешников как я ). Бывает сердечная молитва, бывает умно-сердечная молитва
Вопрос вот в чём, если я что-то не упомянул, добавьте. И ещё, как молиться мне? Как достигнуть сердечной молитвы и при этом не впасть в прелесть? Молитва должна переходить из ума в сердце?
Помогите разобраться в этом вопросе, просто я только и умею вычитывать молитвы из молитвослова, сердце молчит, я пытаюсь умом молиться, могу правда рассеиваться. Ну вообщем молитва у меня сухая, больше похожая на банальную вычитку.
2 Ответа
Все эти виды молитвы относятся в основном к «Иисусовой молитве». Сами не разберётесь, нужен духовный наставник (духовник), который сам практикует умную молитву. Вопрос в том как его Вам найти? Молитесь и если Богу угодно он пошлёт Вам такого наставника.
О всех этих видах молитвы очень хорошо написано в книге схиигумена Харитона (Дунаева) «Умное делание. О молитве Иисусовой». Там так же говорится о методике данных молитв, но без духовника всё равно не рекомендую к ним приступать.
Никак нельзя освоить навык правильной молитвы без того, чтобы следовать на этом пути истинным делателям молитвы, т.е. святым отцам. Базовая книга о молитве, которую всякому хорошо бы знать,- это «Четыре слова о молитве» свт. Феофана Затворника. Почитайте ее и старайтесь применять советы святителя. Там же Вы точнее освоите терминологию, о которой спрашиваете.
Весьма хороши также статьи о молитве свт. Игнатия (Брянчанинова) из «Аскетических опытов», особенно "О молитве" и «О молитве Иисусовой».
Потом можно почитать и упомянутый о. Михаилом сборник «Умное делание».
Дорогу осилит идущий. Если не искать в молитве сладостных ощущений и обращать сугубое внимание на всецелое исполнение евангельских заповедей, то Господь поможет и с молитвой. В частности, вот что говорится в сборнике «Умное делание» о прелести при молитве Иисусовой:
364. Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися... кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то может быть не прочное. Ибо и теплота и умирение сердца бывают и естественные, – плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным. Всяко, лучше всего, никогда не почитать себя достигшим чего-либо, а всегда видеть себя нищим, нагим, слепым и никуда не годным.
По свт. Феофану, может привести к прелести лишь так называемое художественное делание Иисусовой молитвы, т.е. соединение ее с дыханием и особой молитвенной позой:
365. О художественном делании молитвы Иисусовой речь началась с Григория Синаита в 13 и после – веке. – Дотоле далеко. Тогда рассудим, печатать ли о сем? Наперед, впрочем, сказываю, что и мне приходило уже на мысль – пропустить те статьи, в коих о сем говорится... и окончить сборник Симеоном Богословом... Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать – есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, дивно сказать, – в постоянное похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать и запрещать. – А сладчайшее имя Господа в простоте сердца призывать всем надо внушать и всех к тому располагать.
Помоги Господь в молитвенных трудах! И всячески храните себя от грехов, особенно плотских. Не забывайте и почитать родителей, без этого не дождетесь помощи Божией.