Здравствуйте!!! Как сделать Бога смыслом и центром своей жизни? Как перестать жить ради себя и начать жить для Него? Как превратить свою жизнь из служения своим интересам и удовольсвиям в служение Богу? Как отвергнуться себя? Как осознать временность этой жизни и не прилепляться, а верней сказать, отлепиться от неё и умом всегда быть за гробом? Я понимаю, что причина моего положения в моём малодушии, но может есть какие-нибудь практические советы или святых отцов по этому вопросу? Буду очень благодарен!!!
6 Ответов
Здравствуйте! Прп. Иоанн Лествичник в слове 26 пишет:
242. Прощение грехов многие скоро получили; но бесстрастия никто скоро не приобрел; ибо для приобретения его нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия.
В крайней форме Бог как центр жизни, совершенное отвержение себя, отлепление от дел мира - это как раз бесстрастие или близко к этому. Совершенная любовь к Богу и людям. И приобретается это постепенно, ежедневным трудом. Чтобы приобрести добродетель, которой еще нет, нужно вести себя, как если бы она была, и Бог постепенно ее пошлет.
Вот Вы читаете вечерние молитвы, и нападает усталость, не хочется, а Вы преодолеваете, совершаете труд ради Бога. Это и есть отвержение себя, и Бог как центр жизни (только в небольшой степени), т.к. Вы делаете это ради Бога и сопротивляетесь желанию спать. Или есть какой-н постыдный грех, а Вы идете на Исповедь, и преодолеваете стыд. Это тоже труд. И вообще когда есть сопротивление какому-н греху, даже иногда побеждаясь, человек трудится и все-таки иногда с помощью Божией побеждает сам. И такой труд в течение всей жизни складывается в итоговый результат.
Вы можете внимательно посмотреть, чего Вы больше всего не хотите, стыдитесь, боитесь, и на это нацелить особенное внимание, это может быть как раз то, где для Вас возможно наибольшее отвержение себя. Только спросите духовника.
Поддержу Влада -- это самый простой и удобный способ. Только нужны дисциплина и внимание.
Дисциплина в том, что начав следовать уставу Церкви не ослаблять правила -святые согласны с тем, что лучше малое, лёгкое, но всегда сохраняемое правило, чем большое, но скоро оставляемое
Внимание же в том, что на молитве и в Храме быть не только телом, но и умом.
Простите. Спасайтесь. И молите Бога о мне алкоголике и о обращении к вере и покаянию моего отца Николая и жены Елены. Вадим
Свт. Феофан Затворник пишет следующее:
Озаботьтесь всю свою жизнь перестроить по требованиям новой жизни; причем всем своим делам и занятиям дайте свое место, свое время и свою меру. Пусть все у вас будет определено: как вам быть одним, как с домашними, как со сторонними, как устроять дела своего ремесла, звания и должности, – и все направлено к одному тому, чтоб всем угождать Господу и во всем исполнять одну святую волю Его. Все же то, что может раздражать вашу страсть и ваши прежние дурные привычки, решительно отстраните. Учреждением такого порядка вы оградите жизнь свою от всех случаев к падению и сделаете, что она вся будет тещи́ у вас стройно, не нарушая, а более и более укрепляя внутренний строй ваш.
Так устроясь внутренне и внешне, вы будете непрестанно ревновать о богоугождении, или от одного богоугодного дела переходить к другому. Останется только еще борьба со внезапно возникающими помыслами, желаниями, страстными движениями и внешними препонами благим начинаниям вашим. При внимании и неослабном усердии и это не поставит вас в большое затруднение, и не только не ослабит вашей ревности – напротив, постоянно будет раздражать ее и тем возвысит и укрепит, подобно тому, как воина не охлаждает, а разгорячает борьба с врагами, нападающими на него.
Я не поминаю о том, что не должно никак вдаваться в пустые развлечения и всячески избегать соблазнов или близких и далеких поводов и случаев ко греху. Это отстранится само собой, когда перестроите вы все порядки жизни своей по духу новой жизни. Что же касается до частных обстоятельств и дел, могущих подвергнуть опасности доброту вашей жизни, ищите относительно их вразумления в святых книгах и в совете отеческом или братском. Положите вы законом чаще обращаться к духовному отцу, которого изберет душа ваша, и с ним пересматривайте все, что бывает в душе вашей и что встречается в жизни вашей вовне. "Спасение, – говорит Премудрый, – во многом совете" (Притч. 11:14). Кто читать умеет, имейте под руками душепасительные книги и в них ищите себе вразумления и просветления мыслей ваших в нужное (тяжелое) смутное время. Они во многих случаях могут заменить недостаток опытного внешнего руководства.
<...>
Как прежде, когда работали мы греху, все приспособлено было к удовлетворению страстей наших; так теперь, когда отстали мы от греха, все надо приспособить к противлению страстям. Всюду надо ввести новый порядок: в своих занятиях, в семейных делах, в отношениях к сторонним лицам. Сядь и расчисли и учреди все: как, чему, когда надлежит быть, чтоб не расстроилось твое доброе намерение и не поскользнулся ты опять на старое. И когда будешь упорядочивать дела свои, две мысли держи: устрани все поводы и случаи, могущие возбудить твою страсть, от коей страдаешь, и нисколько не бойся того, что скажут или будут говорить о тебе друзья из-за перемены жизни, которой нельзя теперь скрыть.
О том, как устраивать свою жизнь святитель подробно рассказывает в Начертании христианского нравоучения
Есть такой библейский образ - хождение перед Богом, т.е. постоянное ощущение Его присутствия. Оно более приобретается опытом духовной жизни, поэтому делайте всё, что предписано, и это чувство рано или поздно придёт. Так, например, ощущал Бога великий царь и пророк Давид:
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
Почитать об этом можно также в лекции архиеп. Евлампия Пятницкого.
В Богослужениях и таинствах, т.к. через таинства мы получаем Благодатную помощь свыше.