Здравствуйте, батюшка!
Не могли бы Вы объяснить, каким образом сочетается пораженная грехом природа человека и понятие человека, как храма Божьего, который под действием Божественной благодати может приблизиться к Богу? Вопрос возник не случайно: меня мотает от уныния от осознания своей греховности к беспечной гордости. Понятно, что в таких случаях необходимо обращаться непосредственно ко Господу, прося помиловать и вразумить. Однако что, помимо этого, я могу сделать, чтобы попеременно не скатываться то в одну греховную плоскость, то в другую?
Спасибо Вас Бог!
3 Ответа
Об этом хорошо писал доктор богословия протоиерей Николай Стеллецкий:
Из самого понятия христианского смирения следует, что эта добродетель вполне совместна с самоуважением или сознанием собственного достоинства как дара Божия, хотя усвоенного и приращенного нашими слабыми усилиями. Правда, чем больше кто растет в добродетели, тем больше сознает и чувствует свое несовершенство подобно тому, как чем больше кто приобретает научных сведений, тем больше и яснее открывается ему область неизвестного. Но одно сознание своего несовершенства, зависимости, ничтожества, не растворяемое и не умеряемое чувством христианского достоинства, не есть правильное христианское настроение.
Православные моралисты говорят: «Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати» (свт. Феофан Затворник).
Прекрасно выразил примирение чувства смирения с чувством собственного достоинства наш отечественный поэт (Державин) в своей оде «Бог». Чувство собственного достоинства противоречило бы смирению, если бы кто не оправдывал своею жизнью этого достоинства, или совершенствам своим приписывал чрезмерное достоинство, не обращая внимания на свои недостатки (Лк. 18, 11–12), или совершенства свои приписывал одним своим силам, не видя в них благодеяний Божиих (Ин. 15, 5; Дан. 4, 27). Смирение не только не противоречит чувству собственного действительного достоинства, но даже воспитывает его в человеке. Только при свете христианского смирения человек в состоянии ясно увидеть как свои совершенства, так и недостатки, т.е. узнать настоящую себе цену.
- Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении.
Поражение или, что в данном случае то же, порча человеческой природы имеет причиной прародительский грех. Следствие этого греха проявляется в потомках первой человеческой четы в том, что они рождаются с первородным грехом.
Между тем, в Таинстве Крещения человек омывается от скверны первородного греха, от скверны личных грехов. Вступая в Церковь человек приобщается ко Христу, к благодатным Божественным средствам, необходимых ему для спасения.
Приобщаясь к Божественной благодати, христианин становится обладателем этой благодати, становится местом особого Божьего присутствия, каким местом является и православный храм (здание), сам становится храмом Божьим.
Грех. конечно же, способствует отступлению человека от Бога, но ведь в Церкви есть Таинство Покаяния, которое, кстати, нередко именуют - условно - вторым Крещением.
Благодарю, поняла!