3 Ответа
внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и свое очертание; потому что внутренний человек есть подобие внешнего.
И вот еще:
Вопрос. Душа имеет ли зрак?
Ответ. Имеет образ и зрак, уподобляющийся Ангелу. Ибо как Ангелы имеют образ и зрак, и как внешний человек имеет образ, так и внутренний имеет образ подобный Ангелу, и зрак подобный внешнему человеку.
Впрочем, свт. Григорий Нисский объясняет, что душа бестелесна и образа не имеет. Так что единого мнения здесь, кажется, нет.
Узнавание же происходит не столько благодаря внешней похожести, сколько по таинственному ощущению души. Например, апостолы на Фаворе достоверно узнали Моисея и Илию, хотя раньше никогда их лично не видели.
Этот вопрос относится к таинственной области, о которой мы знаем очень мало. Поэтому честно будет ответить, что мы этого не знаем. Как умрем, так узнаем. Мнение св. Игнатия о материальности душ является его частным богословским мнением, которое было подвергнуто критике со стороны свт. Феофана Затворника, утверждавшего что ни о какой материальности душ и духов говорить нельзя.
На такие тонкости ответ нам неизвестен, откроется в своё время: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан (1Кор.13:12).
Об опознавании тоже не переживайте: всё во власти Господа, и если на то будет Его святая воля, Он даст нам необходимое знание о наших близких.