Здравствуйте, так вышло, что я являюсь православным, поскольку долго жил в России. Но по другой линии, маминой, являюсь поляком. Ввиду определённых обстоятельств в 2022 я переехал в Польшу на неизвестный срок, и мои родственники там являются католиками. Как мне воспринимать их обряды, праздники и т.д? Важная помарка, что я не раз с ними отмечал католическое рождество, отталкиваясь, в т.ч от того, что всё-таки братья во Христе и просто семейный праздник. Совершил ли я грех? Это такие же христиане ведь.
4 Ответа
Дмитрий, из Вашего вопроса не очевидно, являетесь ли Вы воцерковленным человеком, т.е. практикующим православным или Ваше православие - всего лишь историческое наследие. Если Вы воцерковлены, то для Вас не стоит вопроса что делать, поскольку очевидно, что Вы не можете принимать участие в богослужениях и таинствах в католических храмах. А праздновать за столом Рождество Христово можно.
Я думаю, что большой проблемой это не является, жить нужно также, как мы живем среди других людей. В Русской Православной Церкви есть каноническое ограничение, установленное Архиерейским Собором, запрещающее совместную молитву и участие в Таинствах. Что касается празднования Рождества Христова в семье, то это хорошо и правильно, мы веруем в одного Господа и Спасителя.


Древние каноны применяются к современной ситуации не автоматически, а в соответствии с решением священноначалия Поместной Церкви. Поэтому необходимо особое постановление церковной власти, запрещающее те или иные взаимодействия для своей паствы с инославными. В Русской Церкви любое молитвенное общение с неправославными, кроме венчания с инославным по благословению епископа, запрещено Архиерейским собором 2008 года (в более ранних официальных документах можно встретить более мягкую дисциплину). Какова дисциплина в Польской Церкви, я не знаю. Что касается совместного участия в Евхаристии, то это запрещено повсеместно.

Впервые слышу такое мнение, что каноны действуют не сами по себе, а только при условии их подтверждения нашим священноначалием. Это так у католиков с их ККП, но не у нас.
Можете доказать свой тезис, что без особого решения все древние каноны не имеют силы? Частные примеры не действующих канонов прошу не приводить.

Вы меня не поняли, отче. Я говорю лишь о том, что применение древних канонов о молитве с еретиками (как следует из толкований, еретиками-антитринитариями) к современным католикам - это не что-то само собой разумеещееся и не какое-то общецерковное решение, а определенная интерпретация частных лиц в Церкви. Сомневаюсь, что Вы сможете доказать обратное, не ссылаясь на мнения частных лиц. Решение о том, что чадам Православной Церкви не следует молиться с католиками основано не на канонах, которые ничего не могут говорить о католиках, это дисциплина Архиерейского собора Русской Церкви, которой мы подчиняемся (то, что это так подчеркивается в официальном разъяснении Архиерейского собора 2008 года в связи с выступлениями епископа Диомида). Например, в Константинопольском Патриархате дисциплина другая (это следует из официальных документов). Разница в дисциплине - это факт, поэтому я уточнил. Вести дискуссию о том, какая дисциплина более правильная, я не намерен.

Сергей, Вы ошибаетесь. Вот цитата из Окружного послания 1848 г. - документа, имеющего общецерковный характер и определяющего католиков как еретиков (что автоматически препятствует совместной молитве с ними):
§ 4. Из ересей, распространившихся какими Бог весть судьбами в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм. Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится и велий глас небесный возгласит о нем: низложен (Апок. 12, 10)!
Очень печально, что Ваше православие лишь исторически связано с Россией, но так и не стало твердым и осознанным духовным выбором взрослого человека.
Если Вам дорога истина и спасение своей души, постарайтесь больше узнать о нашей вере, а попутно начните свой путь к Богу. Идите в храм, начните регулярно исповедоваться и причащаться. Только тогда Вы опытно поймете нечистоту греха и силу благодати Божией, очищающей христианина.
Католическое рождество совершается в период нашего Рождественского поста, поэтому полноценное празднование с застольем выглядит очень неуместным, а если речь идет о походе в костел на богослужение, то это и вовсе неприлично для верного православного христианина.
Чтобы лучше понимать сильные и слабые стороны католицизма, почитайте истории людей, перешедших из католичества в православие в связи с поиском истины. Тогда и вопросов не будет, как относиться к католическим обрядам: с уважением (т.е. без насмешки), при этом без внутреннего с ними согласия и тем более без участия в них.

Если уточнять, то в костел я не ходил, моя польская родня достаточно светская.

И слава Богу. А в остальном постарайтесь внимательно обдумать мой ответ.
Берегите своё Православие. При том, что у нас с католиками много общего, так как вышли из одной Христовой апостольской Церкви, но есть и существенная разница - мы в ней остались. Католики же, в силу своей ошибочной веры в «святость» пап, наделали много ошибок в вероучении. У нас глава Церкви так и остался - Христос, а управляют ею Соборы под водительством Святого Духа. У них же глава церкви - папа, который стоит над католическими соборами, утверждает и отменяет их решения. Вот корень их многочисленных ересей и заблуждений.
Если хотите жить по воле Божией, а не по человеческой под видом Божьей, то держитесь Православия.
Вопрос, отмечать ли праздник Рождества с родственниками, достаточно сложный. Пока Вы не пришли в совершенный возраст, будет правильным слушать родителей, не участвуя в католических службах и молитвах. Тем более, что некоторые Православные Церкви, например Греческая, отмечают Рождество с католиками. Но Вам в богослужебном плане надо держаться, конечно, Польской Православной Церкви. Там исповедоваться и причащаться. Это очень важно, будучи в окружении католиков, пусть и формальных.
Сергей, правильно ли я понимаю Вашу мысль, что в других поместных Церквях (например, в Польской) нет запрета на участие в католических таинствах и совместную молитву с католиками? Т.е. это чисто русское местечковое ограничение?
Или это все-таки общеправославная практика, подкрепленная канонами о запрете совместной молитвы с еретиками?