Богослужебная Псалтирь разделена на кафизмы и славы, включает тропари и молитвы по кафизмам. Кто и когда составил этот сборник? Откуда именно взяты тропари и молитвы? Использовались ли они в богослужении при чтении Псалтири или только, как сейчас, применялись для келейной молитвы?
Может быть, есть какое-то исследование по этому вопросу?
3 Ответа
С большой долей вероятности могу предположить, что таких исследований нет, к большому сожалению. Насчёт тропарей и молитв есть кратенькое замечание в книге доктора филологических наук, профессора Ленинградского государственного университета Никиты Александровича Мещерского (был посвящён в стихарь), к сожалению, без ссылок на источники и исследования:
Тропари и молитвы, сопровождающие кафизмы, появились в рукописях с XV в., но их состав варьируется. Очевидно, они относятся к келейному правилу, когда после чтения кафизм положен тропарь покаянного содержания, "Господи, помилуй" и молитвы.
Мещерский Н.А. История христианской литургической письменности. СПб., 2013. С. 99


В ПЭ в статье «Кафизма» отмечается: «Вместе с широким распространением в визант. мире с X в. Святоградской Псалтири и др. богослужебных книг, основанных на палестинской традиции или тесно связанных с ней, организация библейских псалмов по 20 К., а внутри каждой из них — по 3 «Славам» (или статиям, или антифонам) становится известной повсеместно и постепенно вытесняет др. типы деления Псалтири (в т. ч. традиц. к-польский).
Совр. распределение псалмов по К. восходит примерно к VIII в.»
В описании греческой Псалтири 862 года:
На 4-й строке написано вместо слава после известных псалмов в кафизмах: τὸ а҃ антіфѡн...
На 5-й строке знак в виде креста буквы Ϯ посредине церекрещенной киноварью, написанный в начале тетрадей на левой стороне вверху у корешка...
А вот Синайская Псалтирь 11 века, самая ранняя рукописная славянская. Там, если посмотреть фотографии, то между 93-м и 94-м псалмами, где должна быть слава, тоже найдём этот значок. На других снимках, где славы нет, его тоже нет, например 91-92 псалмы. А вот начало кафизмы выделено, перед 91.
Судя по писанию 862 года, тропарей и молитв между кафизмами не было. Вывод: к нам Псалтирь пришла уже разделённая на славы, но без тропарей и молитв.
Древнейшая рукопись Алексиевско-Студийского устава имеет отдел: «Алелуоуиаря каф. из осми глас. Глас 1 (и далее все под нотами): Исповемся Тебе Господи (начало 1-й славы 2-й кафизмы) аллелугия. Спаси мя Господи (начало 2-й славы) аллелуиа. Господи къто обитает (начало 3-ей славы), аллелуиа 3, слава Тебе Боже». Далее таким же образом приведены под нотами начальные слова каждой славы 3-й и 4-й кафизм с теми же припевами; но на том же листе устава начинаются степенны с нотами; следовательно, кафизмы намеренно не кончены: из 8 гласов даны ноты только для 1 гл., и в пределах его только для 2—4 кафизм. Псалтирь Софийск. библ. при СПб. Дух. Ак. № 62/Соф. XIII в.
Интересная статья, проливающая некоторый свет на этот вопрос.

Батюшка, благодарю за комментарий, я совсем забыл про Скабаллановича.
Но и он не дает ответа, когда появилось нынешнее деление на кафизмы и славы, а также когда к ним были прибавлены тропари и молитвы. Видимо, к девятому веку славы уже были, но тогда ли они появились и как все это применялось в богослужении: как сейчас или иначе?
Кроме того, даже в весьма позднее время бывали рукописные Псалтири без тропарей и молитв, т.е. совсем не факт, что если в древности в конкретной рукописи их не было, то не было такого сборника в принципе.

Вот ссылка на старообрядческую Псалтирь https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_002379928?page=401&rotate=0&theme=white
Там есть славы, нет тропарей и молитв. Похоже, что они появились в никоновскую эпоху благодаря прп. Максиму Греку.
Разделение на славы установилось не сразу, по-видимому с установлением иерусалимского устава, как основного для всей Церкви. Даже в Псалтири 9 века видно, что там не слава а конец 1-го антифона. Псалтирь пелась антифонно по строфам на лики. Каждая кафизма делилась на три статии и каждая пелась особым распевом. Позднее, когда пение заменили чтением, тогда и стали читать славу. Иерусалимский устав видоизменялся в Греции вплоть до 14 века, а у нас до 17-го. Но судя по тому, что к нам в 11-м он уже пришёл со славами, то в греческом они появились где-то в 10-м.
Судя по статье "Кафизма" в "Православной энциклопедии", Псалтирь с делением на 20 кафизм и 60 "слав" стала распространяться по византийскому миру с 10 века. Указано, что в более древней армянской версии Псалтирь была разделена на 8 "канонов" и 57 подразделов. "Вероятно, в VI в. в рамках палестинской традиции произошло перераспределение псалмов Псалтири: 8 больших разделов были заменены 20 (т. е. собственно К.), а 57 отдельных частей превратились в 60 «Слав». Возможно, это было связано с появлением новой системы служб суточного круга, предполагающей ежедневное пение Псалтири". Так что получается, что самая ранняя возможная дата возникновения современного деления на "Славы" -- VI век по Р. Х., а так в расширенной датировке с VI по X век.
Что касается тропарей и молитв после кафизм, то в указанной статье очень короткая заметка: "Молитвы по К. начинают появляться в Псалтирях с XI в. (Athen. Soc. Hist. Ethn. 3; Ath. Vatop. 1231 и проч.). Современный цикл из 22 таких молитв (20 по К. и по одной в начале и в конце Псалтири) - далеко не единственный из представленных в рукописях". Наверное, стабилизация этого блока текстов произошла в позднее средневековье.

Спаси Господи, о существовании этой статьи я не догадался. Смотрел в статьях «Псалтирь» и Следованная Псалтирь», там ничего не нашел.
О тропарях после кафизм уже подсказали статью. Она ориентирована на более позднее время, но первые образцы Псалтири с покаянными тропарями там тоже датируются XI веком. Однако детального сравнения с нынешней богослужебной Псалтирью там не было.
Очень странно, особенно что касается неизвестности в богослужебном использовании. Ведь вид богослужебной Псалтири такой, будто это чинопоследование для богослужения. В ПЭ об этом тоже ничего нет.
А деление на славы и кафизмы к какому периоду относится?