Может ли активная жизнь в Церкви вылечить серьёзные психотравмы прошлого, когда при этом нет обращений к психологу? Просто очень стыдно и страшно обращаться к специалисту (из-за состава травмы), и надеешься, что оно как-то само собой вылечится (главное при этом — походы в храм, участие в Таинствах Покаяния и Причащения, молитва с чтением и все другое, что нужно делать).
4 Ответа
Да, однозначно, может. Я лично знаю людей, которым церковная жизнь помогла избавиться от серьезных психических или психологических проблем, либо адаптироваться к ним и жить нормальной жизнью.
Но необходимо помнить, что главное в христианской жизни — это путь к спасению души через любовь к Богу и ближнему Мк. 12:30-31. Посещения же храма и участие в богослужениях, Таинства Церкви, молитва, благочестивое чтение, добрые дела и другие необходимые составляющие жизни христианина — это не самоцель, а средства к достижению этой любви и спасения через неё.
Вот при таких верно расставленных приоритетах вы достигнете того, о чём спрашиваете в вашем сообщении.
С уважением,
Безусловно, главное – духовная жизнь и Церковные «средства исцеления», в Таинстве Покаяния ваши переживания, связанные с психотравмами, выслушивает и духовно «лечит» вас при свидетельстве священника сам Бог. Но в то же время, если психотравмы действительно серьезные, то они могут быть в форме уже болезни – невротического расстройства. И вот тогда не идти к специалисту из-за стыда неразумно.
Рассудительность – добродетель. Старайтесь рассуждать и оценивать, какое состояние требует духовного исцеления, а какое – обращения к соответствующему специалисту. Психотравмы как раз такие случаи – они не только о духовном, но еще и о психологическом, и даже психофизиологическом. Тут стыдиться и надеяться, что все само собой вылечится в Таинствах и при посещении служб - равно надежде, что от этого вылечится, например, геморрой – тоже «стыдная» в плане обращения к специалистам болезнь. Ну или менее «неприличная» экзема - тоже лечится обычно диетой, мазями и таблетками.
Молитвы и Таинства - не таблетки для исцеления телесных немощей и психических проблем. Не стоит обесценивать их духовный смысл и сводить к роли лекарств, пусть и для психики. А при психотравме нужно не только духовное исцеление, но и обычное психологическое, а то и телесное (неврологическое и т.п.) лечение. Без помощи специалиста вы можете либо не справиться, либо еще и усугубить свое состояние. Безусловно, бывают чудесные исцеления, но не лечиться и лишь уповать на чудесное исцеление, избегая помощи врачей, будет, возможно, самонадеянным.
Когда речь идет о болезни, православному человеку, как и атеисту, нужно идти к специалисту, в данном случае - к православному психологу или скорее даже к психотерапевту, а не ограничиваться «только лишь» духовной жизнью. Этот выбор – тоже духовный шаг, а не что-то, идущее вопреки или даже подменой духовной жизни: «Через медиков и психологов страждущим людям также помогает Господь» (свящ. Антоний Лунин).
А преодоление стыда – важный шаг в покаянии, которое не ограничивается только лишь участием в Таинстве, но и предполагает обычные житейские шаги по изменению себя. В том числе, возможно, – готовность озвучить проблему и работать над ее решением в конфиденциальных отношениях со специалистом.
Другое дело - кто вам сказал, что это психотравма? Такой диагноз специалист обычно ставит - не все, что больно психологически, есть психотравма. А к нему вы и не обращались... Возможно, речь идет о другом психическом расстройстве, или вообще не о болезни. Тут без специалиста можно легко поставить ложный диагноз и «лечиться» неправильно.
По неконкретному вопросу трудно понять, о чем именно идет речь. Поэтому отвечу так: лечит, конечно, не «активная духовная жизнь», а благодать Божия. Бог всемогущ и желает нам всякого блага, только бы мы были его достойны.
Испрашиваем мы эту благодать через ежедневные молитвы, регулярную исповедь и причастие, чтение Евангелия, усердное исполнение заповедей Божиих, деятельную любовь к Богу и ближним. Т.е. в целом это именно то, что Вы описали в своем вопросе, но плюс деятельное исполнение евангельских заповедей.
Даже если речь идет о каких-то совсем безобразных поступках с Вашим участием (в том числе если Вы были жертвой насилия), не стыдитесь Бога и священника, идите на исповедь. Помоги Господь!
Самому себе ставить диагнозы неправильно, непонятно вообще о чем идет речь. Я придерживаюсь такого подхода, что для каждой проблемы есть свои способы решения. В отношении здоровья есть проблемы духовные, есть психологические (психические) и есть физические. Для каждой проблемы есть свое решение. Возьмем, к примеру, зубную боль. Можно конечно ходить в церковь, молиться, участвовать в Таинстве Соборования, чтобы получить исцеление. Но наверное все же будет правильнее сходить сначала к стоматологу и попробовать там решить проблему. Примерно тоже самое можно сказать и о психологических проблемах. Эти проблемы не решаются, если их не решать. Чудо мы исключать конечно не можем, но прежде нужно воспользоваться естественными средствами, которые тоже дает Бог. По моему убеждению, Церковь предназначена прежде всего для решения проблем, которые не в состоянии преодолеть человеческими средствами - проблема смысла жизни, проблема греха и т.п. Если проблему можно решить в кабинете у специалиста, то почему бы не сделать это? В вашем вопросе в качестве основания для избегания похода к специалисту лежит страх и стыд. Но это несерьезное основание. Специалист как раз нужен, чтобы помочь, а не чтобы высмеять или осудить. Решать конечно Вам, но если Вы чувствуете, что есть серьезная проблема, то как-то неразумно ее игнорировать с мыслью, что может само пройдет.