Добрый день!
Ранее я вам направляла вопрос по поводу помощи психологом при православном храме с выбором зарубежных теорий. Теперь у меня есть одна трудность в понимании человека и в пользе такой помощи другим верующим. Дело в том, что моя знакомая, которая обещала отдать книгу с этих встреч, выслала мне фото обложки и я не могла ошибиться, т.к. видела название и оформление. Она потом кому-то отдала эту книгу, поэтому я поискала в Интернете, но не стала там заказывать себе, непонятное издание, поделилась про книгу другой знакомой, и у неё эта книга оказывается есть в наличии и она её купила якобы давно, я попросила почитать. В начале у меня было удивление, когда я узнала что издание является религиозным, эта знакомая не ходит в храм. Дальше при ознакомлении с книгой я узнала, что она издана «Местной религиозной организацией евангельских христиан-баптистов».
Вот здесь уже было удивление. Как так в православном храме психолог руководствуется литературой другой конфессии? Или баптисты не относятся к другой вере у христиан?
Не является ли это вредным чтением?! И для чего такое познание православному верующему?!
2 Ответа
Здравствуйте, Арина! Милости Вам Божией. Пользоваться неправославной литературой по психологии можно, но с большой осторожностью и рассуждением. Такую книгу правильно воспринимать как инструмент для понимания душевных процессов, а не как руководство к духовной жизни.
Ваше удивление совершенно естественно. Психология, как и любая светская наука, может описывать, как устроены механизмы человеческой души. Полезные наблюдения и методики можно найти у авторов разных убеждений. Это похоже на то, как православный хирург пользуется скальпелем, изобретённым неверующим человеком: инструмент нейтрален, важна цель и мировоззрение того, кто его применяет.
Однако здесь и кроется главная опасность. Евангельские христиане-баптисты — это протестантская конфессия, их духовный взгляд на мир, человека и спасение значительно отличается от православного. Любая книга, даже на светскую тему, несёт в себе отпечаток мировоззрения автора. Читая её без твёрдого православного фундамента, можно незаметно для себя усвоить чуждые духовные установки.
Задача православного психолога как раз и состоит в том, чтобы отделить полезные психологические техники от неверной духовной основы. Видимо, он находит в этой книге нечто ценное именно с профессиональной, инструментальной точки зрения. Для Вас же, чтобы чтение принесло пользу, а не вред, важно иметь духовный стержень — регулярное участие в Таинствах Покаяния и Причастия, молитву и чтение святых отцов. Это создаёт правильную систему координат, в которой любая внешняя информация занимает подобающее ей место.
Многие хорошие книги написаны неправославными людьми, некоторые плохие книги написаны православными. Поэтому судить по одному издательству о книге не всегда справедливо. Задача специалиста, если он верующий человек, выбрать в качестве руководства (особенно для массового применения) такие источники, которые не только будут написаны на высоком уровне, но и не будут вступать в противоречие с православным вероучением. Какие-то книги, написанные неправославными, противоречат ему, какие-то нет. Так что сложно сказать что-то определенное, не зная о какой именно книге идет речь. Знакомство с книгой требует предварительного анализа, чтобы понимать стоит ли ей пользоваться. Поэтому лучше задать Ваш вопрос прямо тому психологу, который рекомендовал книгу.