Здравствуйте, уважаемые священнослужители, верующие и посетители!
В психологии распространено мнение о том, что образ жизни и характер - это сумма привычек, условных рефлексов. Основное содержание многих религий, в том числе христианства - это борьба с грехами, с пороками и воспитание в себе добродетели (Гал. 5:22-23), следование заповедям, - то есть по сути, речь идёт о коренном, глубинном изменении характера. Можно ли, таким образом, свести христианскую жизнь к угнетению, удалению старых, вредных привычек и воспитанию новых, формирующих характер в соответствии с Библией (10 заповедями Моисея; 2 заповедями Христа и его Нагорной проповедью)? Или это всё же сильное упрощение? Могут ли современные знания из области психологии о формировании характера и привычек помочь в борьбе с грехами?
4 Ответа
Думаю, что Вам полезно будет почитать Беседу преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни по ссылке.
Он видел её в «стяжании Святого Духа». Другие святые называли это «стяжание или искание Бога». Другими словами - это тот узкий путь, заповеданный Спасителем, к Богу, в Его Царство. Войдут туда только святые или покаявшиеся грешники.
Потому то, что Вы называете - это только средство, а не цель христианства. Да, борьба с грехом и страстями должна занимать центральное место в жизни христианина, но это только средство быть ближе к Богу. Делается же это из любви к Нему или, по крайней мере, из страха, что является началом премудрости и этого пути.
Можно ли использовать психологические приёмы? Я бы не советовал. Современная психология замешана на многих учениях, противоречащих, или даже враждебных христианству. В Православии есть свои психологи. Например, свт. Феофан Затворник, который преподавал этот предмет. Вот к его наследию и обратитесь. Например - Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» по ссылке. Он как раз приспособлен ко дням Великого поста.
Нет, христианство нельзя свести к перевоспитанию и замене привычек, потому что 1) это не является основной целью христианина; 2) христианство не является саморазвитием. Цель христианина - угождение Богу и пребывание с Ним в вечной жизни без утраты личного бытия. Однако в Царство Божие не может войти старый греховный человек, оно для него не предназначено. Человеку необходимо измениться, причем не поверхностно, а на самом глубоком уровне. Сам он этого сделать не может, для этого ему необходима сверхъестественная помощь со стороны Бога. В Таинстве Крещения человек духовно возрождается, его грехи прощаются и ему даются необходимые для спасения добродетели, в которых необходимо возрастать. Этот процесс происходит постепенно, в нем принимает участие Бог и человек, а не только человек. Но покаяние, исполнение заповедей - это условие угождения Богу, а не главная цель. Психология и различные курсы по саморазвитию предлагают человеку решение проблем этой временной жизни, избавление от вредных привычек, приобретение полезных навыков и т.д. Поскольку христианство говорит о том, что конечная цель жизни человека - спасение в вечности, то и предлагаемые в христианстве средства нацелены на эту конечную цель, выходящую за пределы земной жизни.
Могут ли современные знания из области психологии о формировании характера и привычек помочь в борьбе с грехами?
Я думаю, что могут помочь, но лишь отчасти. Можно естественными средствами избавится от разных плохих привычек и приобрести полезные. Однако во-первых, это не означает, что человек полностью освободится от власти греха (что может дать только Бог), во-вторых, нужно держать в голове конечную цель жизни христианина, чтобы не ограничиться решением проблемы на уровне временной жизни (например, можно бросить курить, используя определенные знания и наработки, но надо прежде всего осознать, что ты делаешь это не просто для здоровья тела, а чтобы не грешить, пребывая в пагубной зависимости). В общем, такие знания могут стать пособием, но не заменить религию. Никакие знания и человеческие практики не дадут прощения совершенных грехов и не вернут (или не возрастят) добродетелей. Важно, что христианство дает не только верные ориентиры человеку, но и верные мотивы для того, чтобы не делать зло, но и делать добро. Внутренняя ценность добрых дел зависит от того, совершаются ли они благодатью Божией или просто человеческими усилиями. Поэтому два человека, которые будут делать внешне одно и тоже, могут иметь очень разную мотивацию и духовную ценность своих дел.
Психологическое представление о христианстве, включая вытекающую отсюда концепцию христианства как инструмента порабощения угнетенных классов, свойственно атеизму и рационализму. Однако верующие люди знают, что решающим деятелем на пути нашего нравственного исправления является Бог и Его благодать, укрепляющая наши естественные силы и дарующая единение с Творцом и Отцом. Вы сами понимаете, что всемогущего Бога нельзя заставить что-то сделать с помощью психологических практик. Но можно действительно полюбить Бога и близких, всегда проявляя эту любовь в послушании Богу и исполнении божественных заповедей, а через это стать другом Божиим.
Если Вам желательно почитать о настоящей православной психологии, обратите внимание на рекомендованную мной литературу в этом вопросе (особенно см. комментарии).