Благословите! Я живу на Афоне 3 месяца и хочу стать монахом. У меня есть благословение духовника. Но я был крещен обливанием и они не признают моего крещения, поскольку считают, что должно быть полным погружением и не пускают к Причащению. Мне предлагали креститься второй раз, но я отказался, потому что перекрещывание запрещено канонам и является грехом (читал об этом на вашим сайте). Подскажите, пожалуйста, что делать?
3 Ответа
Судя по предыдущим вопросам, Вы были обливательно крещены в католичестве и приняты в Православие через покаяние (или миропомазание, если не были там конфирмованы). Это правильный чин приема, т.к. практика перекрещивания католиков или обливанцев противоречит Символу веры и церковным правилам.
Вы не написали, где именно сейчас живете на Афоне - в общежительном монастыре или у келлиотов (например, зилотов), это важно для понимания ситуации. Во всяком случае, целесообразно поискать другое место, в котором Вас примут в общение в нынешнем состоянии. Может быть, какой-то из славянских монастырей.
Хороший греческий монастырь. Значит, решайтесь. Или Вы в полноте принимаете греческую практику с самого начала, от собственного крещения, или Вам нужно будет искать себе другое место для пострига. В любом случае Вы не согрешите. Это вопрос чисто духовной пользы.
Бог наш благословен. Принимать второе Крещение нельзя. Это было бы поруганием Таинства и грехом.
Вы совершенно правы, зная, что каноны Церкви строго запрещают повторное крещение. В Символе веры мы исповедуем «едино Крещение во оставление грехов». Как человек рождается телом один раз, так и в жизнь вечную он рождается однократно. Крещение — это и есть такое духовное рождение.
Практика приёма в Православие из католицизма действительно может отличаться. На Афоне традиционно придерживаются очень строгого подхода. Однако вопрос о том, каким именно чином принимать человека, решает правящий епископ той епархии, где Вы начали свой путь. Раз Вас готовили к присоединению через Таинство Покаяния в Польской Православной Церкви, значит, священноначалие признало Ваше католическое крещение действительным по форме.
Ваш случай — это вопрос не Вашего личного решения, а церковного порядка и послушания. Вам следует смиренно, но твердо объяснить игумену или духовнику монастыря, что Вы уже находитесь в процессе присоединения к Церкви по благословению Вашего епископа на родине.
Если понадобится, нужно просить их помочь составить обращение к Вашему епархиальному архиерею за официальным подтверждением Крещения, чтобы на Афоне не оставалось сомнений.
Ваша верность канонам в этом испытании — не повод для уныния, а признак духовной зрелости. Помоги Вам Господь мудро и терпеливо разрешить это недоумение.
Проблема не в том, что я был крещен в католической церкви, но каким образом совершилось таинство. Они перекрещывают даже православых крещеных обливанием (тоже монахов и иеромонахов, если хотят оставаться и были в детстве крещены таким же способом). Здесь никто не сомневается, что я принял православие. Хотел бы добавит, что они бы признали католическое крещение, если было бы совершено полным погружением.
Вы столкнулись с проявлением строгой практики, характерной для некоторых греческих монастырей, включая Афон. Они действительно считают полноту внешней формы (погружение) непременным условием действительности Таинства.
Ваше понимание канонов верно: Церковь исповедует «едино Крещение» (Еф.4:5). Однако Вы оказались в ситуации выбора не между грехом и добродетелью, а между двумя церковными практиками.
Перед Вами два пути:
1. Искать другой монастырь (возможно, славянский), где Ваше крещение признают без вопросов, следуя общепринятой практике «икономии» (снисхождения).
2. Остаться в этом монастыре и из послушания игумену и братии принять совершение Таинства в полноте, как они это понимают. В данном случае это не будет Вашим личным грехом перекрещивания, так как Вы совершаете это не по своему произволу, а вверяя себя духовному руководству обители, куда стремитесь.
Это выбор, который касается Вашего дальнейшего монашеского пути.
Практика данного афонского монастыря совершенно недопустима и преступна. Она противоречит практике всей Церкви, которая признает Крещение через обливание действительным с древних времен. Свидетельства (в том числе, соборные решения) можно найти здесь. Вряд ли Вы сможете переубедить монастырское начальство, что они заблуждаются. Может быть попробовать в другой монастырь?
Ничего преступного тут нет. Это традиционная греческая практика XVIII в., о которой Вы мне как-то писали, что якобы ее уже не применяют. Другое дело, что практика эта неправильная, однако объяснить это афонитам очень затруднительно.
Проблема в том, что большинство монастырей приняло ПЦУ
Неужели уже большинство? Когда сведения об этом объявлялись публично, речь шла о семи монастырях.
Эта практика действительно была в 18-19 веке, но она противоречит, например, практике чиноприема, одобренного Константинопольским собором 1484 г. А преступна она потому, что повторяет действительное крещение. Она и в 18 веке была одобрена несколькими патриархами, вопреки мнению остальных членов Синода.
В таких важных сакраментологических и канонических вопросов настоятели монастырей обязаны следовать общему учению и практике. Не признавать крещение через обливание просто не в их полномочиях. Тем более, когда при чиноприеме от человека не требовалось принимать крещение.
Я живу в монастыре Каракал