4 Ответа
Здравствуйте, Ирина. Я бы посоветовал такому человеку научиться молиться и за все благодарить Бога, чаще размышлять о смерти и суде Божием, избегая праздности и развлечений. Имея свободное время, он мог бы молиться и о других людях, знакомых и незнакомых, у которых нет возможности или навыка систематически молиться.
Большую пользу болящему принесло бы постоянное чтение Евангелия, житий святых и сочинений святых отцов. Например, можно предложить «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» свт. Феофана Затворника и его же письма, в т.ч. о молитве. А также отдельное небольшое сочинение того же святителя - «Четыре слова о молитве».
Не имея возможности ходить в храм, надо стараться регулярно приглашать священника домой для исповеди и причастия, а иногда и для соборования.
И, конечно, не надо унывать, будто жизнь закончилась, а глубокие взаимоотношения с Богом невозможны. Чтобы прийти в правильное понимание себя, достаточно почитать это житие.
Ирина, добрый день! У Фредерики Де Грааф и Антония Сурожского есть хорошие материалы о болезни. Болезнь может помочь стать ближе к Богу; пересмотрите всю свою жизнь, простите все обиды и постарайтесь помириться с теми, кого обидели вы.
Постарайтесь вызвать священника на дом для Таинств и молитесь.
Смиренное и безропотное перенесение болезни, пожалуй, одна из самых важных задач для тяжелобольного человека. Это нелегко и возможно лишь с укрепляющей помощью Божьей. Поэтому больному стоит сосредоточиться на молитве и чтении Евангелия. Очень важно регулярно приглашать священника для исповеди и причастия, этим должны заняться близкие больного.
Прп. Анастасий Синаит показывает, что спасение человека не зависит от его положения, в том числе, от возможности двигаться:
Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя мое легко» (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии (2Пар. 33:1–20).