Избитая тема, но всё же. Меня крестили в детстве в православной церкви. Но на протяжении жизни я был далек от храма и считал, что Бог у меня в душе. Теперь я начал попытки познать церковные традиции, учения, читаю Евангелие, слушаю православных священнослужителей, хожу на воскресную службу. Я пока "сырой" и в голове много противоречий. В частности я не хочу поклоняться иконам. Вот эта фраза:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель».
Меня не утешают те доводы, что православные не поклоняются иконам, а просто почитают их. Как не крути, я вижу поклонение. Одни только очереди к Матроне чего стоят. Я могу почитать святых в душе, знать об их существовании, их добродетели и относиться с уважением. Но я не хочу целовать и кланяется этим иконам, мощам, не хочу молиться этим святым, даже не хочу смотреть на эти изображения. Да, есть свидетельства о чудесной помощи святых. Но мне не нужны эти чудеса. Я хочу почитать только Бога! Как же быть? Если я так отношусь к иконам, выходит, я не православный христианин. Из-за моих убеждений я, выходит, должен отказаться от православной религии? На двух стульях не усидишь в данном случае?
P.S. В душе я не хочу менять свою религию. Раз родился здесь и крестили меня в РПЦ, хочу и остаться в ней.
4 Ответа
В том, что Вы написали, я вижу более глобальную проблему у Вас - противопоставление Слова Божия и учения Церкви, и в связи с этим - неверие в Церковь. Каждый православный христианин исповедует Символ веры, в 9-м члене которого говорится:
(Верую) во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Что это значит? В Пространном христианском катихизисе читаем толкование:
Верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа.
Послушайте себя Станислав, что Вы говорите: я не хочу почитать иконы, мощи и молиться святым. Разве Вы не знаете, что религия - это не про "хочу или не хочу" и не про выборочное следование отдельным доктринам? Если Вы действительно верите в то, что Бог управляет Церковью и не даст ей впасть в заблуждение, что именно в учении Церкви находится правильное понимание богопочитания, то зачем же противопоставлять Бога и Церковь?
Из за моих убеждений я выходит должен отказаться от православной религии?
Станислав, боюсь, что Ваши представления о Православии настолько поверхностны, что преждевременно говорить о сложившихся убеждениях, из-за которых можно было бы всерьез ставить вопрос об отказе от Православия. Вам бы надо изучить поглубже тему и поосторожнее быть с выводами об убеждениях.
Действительно, изображение предполагает поклонение. Это верно понимаете.
Ошибка Ваших рассуждений в том, что Закон Моисея запрещает поклоняться идолам. Но поклонение Богу и Ангельским силам не запрещено даже Моисеем.
Например, Господь поручил изобразить множество Херувимов, расположенных в Скинии Завета, в Храме Божьем 3Цар. 6:22-32, что и было сделано.
Если изображения были тогда, и предполагали поклонение, то что мешает поклоняться правильным изображениям сегодня? Мы же покланяемся Кресту, и на всех храмах большинства христиан имеется Крест.
Запрет на изображение Божества в Ветхозаветный период связан с тем, что Бога никто не видел. Но мы знаем, что Боговоплощение Христа есть факт человеческой истории. Бог принял на Себя Плоть и предстал воочию перед людьми. Плоть видели современники Христа, у Него есть настоящая Мама, Он в живую ходил среди людей и учеников, Его по настоящему казнили. И если Бог явил нам Себя во плоти, то отказ от изображения Христа есть отказ от признания факта Боговоплощения. Нет Плоти Христа - нет Боговоплощения, нет Крестной смерти, нет Воскресения Христа (тела же нет), и нет спасения. Если мы не признаем Боговоплощения, то мы отказываемся от спасения, а спасаем мы и тело и душу, как составную единую сущность. Подходя к Чаше на Причастии мы вкушаем не хлеб и вино, но Тело и Кровь Христа. Образ Христа переходит на Первообраз, мы видели Бога, Он жил среди нас и мы вкушаем Его Плоть во оставление грехов.
Если Христос отдал свою Плоть на ежедневное Крестное раздробление всем нам, то и Его воинство, святые люди тем более желают последовать Его примеру. Мощи святых, излучающие всю полноту благодати, раздробляются. И мы поклоняемся их реальным живым крестным страданиям, признавая их усилия в сотрудничестве Богу.
Более подробно прочитайте Иоанна Дамаскина. Его труд лёг в основу решений 7 Вселенского Собора о защите иконопочитания.
Если очень кратко, то православные, поклоняясь иконам, через это воздают поклонение изображенному на них первообразу. В случае иконы Иисуса Христа это будет Сам Сын Божий. А в случае икон святых - это его друзья, в полноте раскрывшие в себе образ и подобие Божии и ходатайствующие за нас опять-таки Богу перед Его престолом. Поэтому надо отличать два поклонения: обычное, человеческое (как и сейчас люди кланяются друг другу, как и в Писании праведники кланялись царям и прочим), и служение, подобающее одному лишь Богу. Поэтому мы почитаем иконы, но через них поклоняемся одному только Богу.
Кроме того, не забывайте, что Вы процитировали вторую заповедь из десяти и желаете ее буквально понимать. А не желаете ли Вы буквально понимать первую заповедь и поэтому отрицать Троицу, как иудеи? Или четвертую, и подобно адвентистам и иудеям соблюдать субботу? Ясно, что эти две заповеди мы понимаем через призму Нового Завета, открывшего нам Триединого Бога и искупительные дела Христовы, вплоть до Его Воскресения. Точно так же и вторая заповедь запрещала образы, ведь люди до тех пор и не видели Бога в теле. А когда Бог явился, то стало уместно Его изображать, чтобы всегда помнить о Его Воплощении и тем самым еще более разгораться любовью к Нему.
Думаю, для понимания православного учения об иконопочитании Вам полезно будет почитать эту книгу.
Станислав, Вы выражаете веру в Бога и задаетесь вопросом: "Я хочу почитать только Бога! Как же быть?"
А вот как. Почитать Бога следует богоугодными способами. Эти способы отражены в учении Церкви. Одна из форм богопочитания связана с иконопочитанием. Хотите почитать Бога - почитайте не через противопоставление своего "Я" Его Церкви, а в соответствии с учением Церкви.