Помогите, пожалуйста, понять смысл заповеди о непротивлении злу насилием (Мф 5:39). Как можно толковать и рассуждать о самообороне и защите слабых, если в данной заповеди нет никаких оговорок, как например при разводах, а сказано прямо "не противься злому"? Как поступать, в случае явной необходимости противиться злому.
3 Ответа
Доктор богословия проф. протоиерей Николай Стеллецкий пишет об этом так:
"Давая заповедь о непротивлении злу, злому, Христос говорит не о зле и злых вообще, а об оскорбительных, обидных, но не явно враждебных, преступных действиях по отношению лично к христианину, и указывает, что на такие действия христианин должен отвечать не злобной местью, а кротостью и незлобием, стараясь довести обидчика до сознания своей неправды. Что Спаситель вовсе не имел намерения говорить здесь о преступлениях в собственном смысле, о явных насилиях, это подтверждается всеми теми примерами, которыми Он поясняет Свое изречение о непротивлении злому. Сказавши «не противься злому», Христос продолжает: «но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Как видно, тут нет и речи о собственно преступных деяниях, а говорится об оскорблении действием, о несправедливом сутяжничестве, о мелком вымогательстве услуг. Да и нельзя допустить, что здесь Спаситель разумел всякое зло, как-то хотелось бы Л. Толстому. Ведь невозможно, например, в 41 стих вложить такое содержание: и кто принудит тебя идти с ним на разбой, идти с ним дважды. Было бы безумием приписывать Евангелию подобные наставления. Значит заповедь Иисуса Христа, о которой у нас идет речь, не имеет всеобъемлющего значения, не охватывает всех проявлений всякого зла. Если бы Христос хотел включить в круг злых деяний, противиться которым Он запрещает, всякие насилия, все преступления в обычном значении слова, то, конечно, Он это высказал бы ясно и определенно, указав и соответствующие примеры – убийства, разбоя, грабежа и т.п. Только ясное указание Спасителя на проявления явного насилия в перечне случаев непротивления злому давало бы Толстому право распространять смысл этой заповеди до желательных для него пределов. При отсутствии же подобных указаний толстовское толкование совершенно произвольно и неосновательно.
Что касается слов «не противься», то указанный их смысл так-же открывается из контекста речи. Иисус Христос говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому». Здесь новозаветная заповедь о непротивлении злому сопоставляется с ветхозаветным фарисейско-книжническим допущением мести как обязательного воздаяния за личные обиды (Исх. 21, 23–25. Ср. Мф. 5, 43). Но месть вытекает всегда из гневного, раздражительного настроения обиженного. Против этого-то настроения и направлена речь Спасителя. Духу законнической мстительности Он противополагает идеал христианской настроенности – кротости и незлобия при наших оскорблениях со стороны злых людей. «Не противься» в таком случае значит: будь терпелив при перенесении обид от своих ближних и старайся даже воздавать им за зло добром.
Такое понимание заповеди о непротивлении злому, несравненно превосходящее своею разумностью толстовское толкование ее, согласно и с общим духом Христова учения, проповедующего кротость и незлобие, а не безусловную уступчивость обидчику, не совершенную пассивность в борьбе со злом. Сам Спаситель всю свою жизнь боролся властным словом Своим с грехами людей и нам заповедал: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди: и обличи его» (Мф. 18, 15–18). Но Иисус Христос учил нас этому не только словом своим, но и примером собственных действий. Что Он противился злым людям, с величайшим терпением перенося от них разные обиды и жестокости и благотворя им (Лк. 23, 34), – это всем известно. Так, когда Спаситель видел, что Его терпение и доброта могут причинить лишь нравственный вред Его обидчику, то Его противодействие выражалось в воззвании к чувству справедливости последнего и в обличении его поступка".
Хороший ответ на данный вопрос дан в книге архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Жемчужины Нагорной проповеди. О главном в христианстве» (Никея, 2020, С. 160-177). Там достаточно много сказано интересного, суть же его рассуждений вот в чем: слова Христа не нужно применять буквально к жизни в мире греха, они описывают поведение христиан в Царстве Небесном, некий идеал. Но в то же время не следует ограничивать применение этих слов только жизнью будущего века. И в этой жизни христианин должен иметь устойчивую психологию, не отвечать агрессией на агрессию сразу же, как поступают звери. Например, можно претерпеть определенную нанесенную тебе обиду. Если тебе причинили ущерб, то лучше простить, а не судиться до мелочей, отстаивая свои права (например, есть люди, которые из-за незначительных проблем требуют компенсации морального вреда). Если ты вынужден делать какую-то работу, то постарайся сделать ее хорошо, а не кое-как.

«Слова Христа не нужно применять буквально к жизни в мире греха, они описывают поведение христиан в Царстве Небесном, некий идеал». Позиция о. Ианнуария (у которого я сам учился) здесь расходится с традиционным православным учением о заповедях Нагорной проповеди, как о законе Божием, нарушение которого является грехом.