Скажите пожалуйста,
1. Нужно ли читать предначинательные и окончательные молитвы после канонов ко Святому Причащению?
2. Нужно ли читать окончательные молитвы (Достойно есть...) после последования ко Святому Причащению (потому что предначинательные молитвы читаются)?
4 Ответа
1. Если Вы давно в Церкви, то предначинательные молитвы (и окончательные) к канонам желательно читать. Если недавно - опускайте их, привыкайте к самим текстам. Порядок таков: 1. От начала, Трисвятое по Отче наш...; Господи помилуй 12 раз; Слава, и ныне; Придите поклонимся... 3 раза; 50-й Псалом, Символ веры; канон; Достойно есть...; Святый Боже... по Отче наш...; тропари, что перед канонами, в т.ч. для покоянного канона Христу - тропари с вечернего правила 6 гласа; Господи помилуй 40 раз; молитвы после канона; Достойно есть...
2. После молитв Последования читать "Достойно есть..." не следует. По смыслу подготовка к Причастию - это домашняя часть личного участия в Литургии, которая завершается Причастием в храме и прочтением Благодарственных молитв после Причастия, где есть окончание и Аминь. Например, предполагается, что на Литургии после того, как вынесли свечу на амвон, должно быть прочитано всё Последование. Когда в древности все были безграмотными, то люди выслушивали Последование, после него происходило Причастие, завершение Литургии и выслушивание Благодарственных молитв. Заметим, что Благодарственные молитвы не имеют обычного начала, но только короткий возглас-благодарение "Слава Тебе Боже..." и нормальное полное завершение. Тем самым Благодарственные являют себя завершающей частью всего Таинства, равно и Последование его началом. В этом контексте особо видна безусловная необходимость личного прочтения Последования. Сегодня мы сами читаем Последование дома, а в храме его читают частично, в то время как идёт Причастие священников.
Предначинательные молитвы ("обычное начало") лучше читать всегда, даже в любой частной молитве. Эти молитвы всем хорошо знакомы и не представляют трудностей.
Молитвы заключительные есть в "Последовании ко Святому Причащению" после канона ко Причащению. Мы их там обычно и читаем, в этом случае после молитв уже "Достойно есть..." и прочее читать не нужно. Однако если Вы хотите, то можно заключительные молитвы перенести в конец и прочитать после молитв ко Причащению."Правило ко причащению" - последование для келейного употребления, здесь строгого Устава нет и потому можно "двигать" молитвословия (в данном случае, перенести в конец "Достойно есть" и последующие молитвы вплоть до мирского отпуста).
Думается, начало обычное - вещь нужная.
После Приидите поклонимся - совмещенные каноны (если умеете, можно читать их по дню: ирмос первого канона, тропари сколько есть; по третьей песни кондаки и седальны, по шестой - кондак и икос первого канона или акафист).
После канонов - молитвы, затем Достойно есть и окончание вплоть до мирянского отпуста.