8 Ответов
В приведенной Вами формулировке это, действительно, совершено непонятный совет.
Однако все же возможно, священик имел в виду исповедь не в грехах младенца, а в собственных грехах родителей?
Даже если в данном случае это не так - сам принцип участия родителей в таинствах вместе с ребенком абсолютно правильный и очень полезный.
Хорошей традицией будет являться регулярная подготовка как мамы, так и папы к исповеди и причастию - и причащение всей семьей, с малышом.
В этом случае ребенок видит постящихся, молящихся, исповедующихся и причащающихся родителей и привыкает к тому, что это обычная христианская жизнь, а не давно надоевшая повинность, к которой его принуждают родители, не делая этого сами.
Кроме того, как уже было справедливо замечено, - для воспитания ребенка не только добрым христианином, но и просто хорошим человеком, потребуется много любви, терпения и мудрости. И все это мы можем получать в виде благодатной помощи при участии в таинствах.
То есть, регулярная исповедь и причастие родителей благотворно скажутся и на ребенке.

Наталья, священник точно сказал «за младенца»? Или имел в виду, что бесплодно пытаться духовно развивать младенца, самим оставаясь вне Церковных Таинств?

Да, все верно. Сказал что за девочку должен исповедаться папа, а за мальчика мама. Так положено.

Наталья, это глупость несусветная. Какое-то суеверие. Невозможно исповедоваться за другого человека.
Детей до 7 лет принято причащать без исповеди. Супруги должны регулярно исповедоваться независимо от детей.

Благодарю за ответ.
Исповедоваться ЗА младенца? И что такой исповедующийся за своего грудничка родитель должен при этом говорить, в чем каяться? «Я много плакал, писался в памперс...»?
Ерунда какая-то, исповедуются только за себя, а детей до семи или восьми лет (уже не помню точно) причащают без исповеди.
А это вообще православный священник был?
С уважением,

Да, православный, и похоже что это его «видение как должно быть», но столь же непонятное для меня как и для многих здесь.

С таким его видением надо на него жаловаться в епархию, чтобы он не искажал учение Церкви.
В некоторых храмах есть обычай крестить детей после того, как крестные сами исповедуются и причастятся. Не за ребенка, а чтобы себя сделать достойными участия в таинстве. Может быть, об этом батюшка Вам и говорил.
Если же речь именно о причащении ребенка, то ни родители, ни крестные для этого не должны исповедоваться. Нет такого церковного обычая, такое требование неразумно. Хотя, с другой стороны, можно воспринять это как повод лишний раз обдумать свою жизнь и облегчить совесть перед Богом.
Вообще очень желательно родителям самим вести церковную жизнь, регулярно исповедоваться и причащаться. Иначе велик риск, что с годами ребенок подрастет и поймет: если мама не причащается, значит, буду ориентироваться на ее собственные поступки. И дети начинают подражать родителям - вначале в их нецерковном образе жизни; а потом и превосходят их в юношеских грехах. Родители начинают ссориться с ними и плакать, иногда сами приходят в храм, но с христианским воспитанием детей время упущено.

Благодарю за ответ.
За младенцев исповедоваться не надо, у них нет грехов. А вот свои грехи надо исповедовать регулярно.

Благодарю за ответ.
Нельзя исповедоваться за младенца или за кого-либо. Младенцу вообще не надо исповедоваться, он просто не понимает этого, да и грехов не имеет. Возможно, это такой миссионерский ход - под предлогом причастия младенца пригласить хотя бы одного из родителей на исповедь. Но если и так, то формулировка для этого выбрана более, чем странная. Советую еще раз поговорить с этим батюшкой и задать прямой вопрос - какие грехи есть у младенца после крещения, и как один из родителей может исповедоваться за него?

Благодарю за ответ.
Святые отцы на Вселенских соборах установили возраст с какого должны исповедоваться дети - 10 лет, так как с этого возраста они могут делать это сознательно. В Русской Православной Церкви с древнейших времён установлен возраст начала исповеди для детей - 7 лет. Потому никто не вправе требовать исповедь от ребёнка ранее этого возраста. Тем более исповедовать грехи «за» или «вместо» другого человека никто не может. Существует Последование об исповедании, которого должны придерживаться все священнослужители (перед рукоположением ими даётся клятва строго следовать всем богослужебным чинам Церкви). Там сказано:
Приво́дит духо́вный оте́ц хотя́щаго испове́датися еди́наго, а не два́ или́ мно́гия, пред ико́ну Го́спода на́шего Иису́са Христа́ непокрове́нна.
И нет никаких указаний, что в каких-то случаях за него может исповедоваться другой человек. Потому такое требование неправомерно.
Однако, когда несут маленького ребёнка к Причастию, взрослый человек, это делающий, тоже может причащаться. Это и делают многие мамы и папы или крёстные. Перед таким Причастием, конечно, нужна исповедь и подготовка. Но исповедь в личных грехах, а не «за ребёнка».

Если выразиться точнее, Тимофей Александрийский выразил в своем каноническом ответе мнение, что грехи начинают судиться с 10-летнего возраста, однако это зависит от индивидуального развития. Отцы Трулльского собора утвердили его ответ и включили в канонический кодекс. Причем там про исповедь ничего не сказано. Пишу не для спора, а в качестве уточнения для читателей.
За другого человека, даже за своего ребёнка исповедоваться невозможно. Каждый человек отвечает только за свои грехи.
С другой стороны регулярные исповедь и причастие необходимы каждому человеку для полноценной жизни с Богом. Если родители недавно крестили малыша и хотят его причастить, лучше всего принять участие в Таинствах всем вместе, чтобы с самых юных лет ребёнок видео благой пример своих родителей и старался следовать ему. В противном случае ни о каком воспитании в вере говорить не приходится.
Благодарю за ответ.