В православных статьях в интернете, а также в классической литературе мы часто читаем, что верующие люди каждое воскресенье ходят в церковь. Также пишут, что для православного воцерковленного человека посещение церкви и участие в литургии без участия в таинстве Причастия должно быть неприемлемым. Оно и понятно, ведь Господь предлагает нам причаститься Святых Тайн, и грех отказываться, если уже участвуешь в литургии.
Но ведь для участия в Евхаристии необходимо присутствовать на вечерней службе накануне, т.е. вечером в субботу, т.к. церковный день начинается с вечера.
Таким образом получается, что в церкви нужно быть не только каждое воскресенье, но и каждый субботний вечер. А это становится затруднительно для работающего и семейного человека.
Как правильно совместить это правило, эту заповедь не в ущерб семье?
Можно ли, например, посещать литургию и причащаться каждое воскресенье без участия в субботней службе?
Или нужно участвовать в каждой воскресной литургии, но не подходить ко причастию, т.к. должным образом не подготовился?
4 Ответа
Юрий, действительно, существует такая древняя традиция, происходящая из особенностей церковного устава, о котором выше рассказал Алексей.
Мне хочется отметить вот какие моменты. Строго говоря, заповеди о посещении всех служб суточного круга нет. Христос заповедал совершать евхаристию, что и происходит каждый раз во время литургии. Есть правило, основанное на требованиях церковного устава. Богослужебный устав, на основании которого выведено это правило, в полной мере сейчас исполняется разве что в монастырях, где совершаются все службы суточного круга. Да и то совершаются не как в древности, в течение всего дня, а в собраны в утреннее и вечернее богослужение. А в древности устав также появился не сразу, а сложился со временем в монастырях. Там, где люди, подвизаясь в монашеском подвиге, посвящали молитве большую часть времени. В целом, церковный устав - это устав монастырский, поэтому местами довольно сложен для исполнения мирянами. Если благочестивый мирянин может в полной мере исполнять данное правило - честь ему и хвала. Если нет возможности, то имеет смысл обсудить это с духовником, чтобы получить конкретный совет после детального разбора ситуации. Понятное дело, если человек работает в субботу, то требовать от него посещения храма просто бессмысленно. Но если он хочет поехать на шашлыки, то это совсем другое дело.
Или нужно участвовать в каждой воскресной литургии, но не подходить ко причастию, т.к. должным образом не подготовился?
Никакая подготовка не делает человека готовым и достойным причастия. Молитвы, службы, посты, воздержание - все это не ради того, чтобы набрать некую степень достойности причастия, а для того, чтобы осознать святость предлагаемой Святыни, наряду со своей недостойностью. Первые христиане не совершали никаких всенощных бдений и причащались во время приема пищи. Все, что видим сейчас, начало появляться в моменты ослабления веры и благочестия.
Важно понимать, что участие в литургии в полной мере (причащаясь, а не просто "выстаивая" ее) необходимо человеку как глоток воздуха.
Посещение вечернего богослужения перед воскресной литургией является обязанностью православного христианина независимо от причащения (см. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 87).
Это важная часть воскресного богослужения, которая содержит многочисленные назидательные тексты молитвословий о Воскресении Христовом. Поэтому пропускать его без уважительной причины не следует. Другое дело, что обстоятельства бывают разные. Возможные варианты: совместное с семьей посещение всенощного бдения (детям стоять всю службу не вижу смысла), домашнее вечернее богослужение в адаптированном для мирян варианте. Если действительно затруднительно все это, то провести этот вечер вдумчиво и с молитвой всей семьей, с чтением воскресного Евангелия и некоторыми отдельными песнопениями воскресного богослужения. В общем, хотя бы как-то посвятить это время Богу.


Есть такое понятие как суточный круг богослужения. Церковный день начинается с вечера и заканчивается вечером следующего дня. Соответственно воскресный день в плане богослужения начинается в субботу вечером и заканчивается в воскресенье вечером (в наших реалиях это где то 17 часов). Всенощное бдение — это часть этого суточного круга и подготовительная к литургии служба. Поэтому все происходит в рамках одного дня. В современной Греции в приходских храмах этот вопрос решили путем переноса части вечернего богослужения (утреня) на воскресное утро, вслед за которым сразу идёт литургия. В Русской Церкви сохраняется более древняя традиция.
Здравствуйте, Юрий! Нужно учесть, что богослужение – одно целое, которое делится на составные части. В нашей практике таких составных частей две: вечернее богослужение (всенощное бдение) и утреннее богослужение (часы и литургия). Вообще же по церковному Уставу службы охватывают почти полные сутки: вечером совершается вечерня, затем после ужина – повечерие, утром после ночного сна – полунощница, утреня и 1-й час, днем (примерно с 9 утра) часы и литургия.
В церковной традиции, которая восприняла ветхозаветное измерение времени, день начинается с вечера. В Ветхом Завете суббота (седьмой день) начиналась с вечера пятницы и продолжалась до вечера субботы. Таким образом, заповедь о субботнем покое предполагает, что посвящаемое Богу время начинается с момента захода солнца в пятницу и заканчивается примерно перед заходом солнца в субботу субботы. Кстати, современные иудеи уже в пятницу вечером начинают соблюдать шаббат (например, можете прочитать на иудейском сайте).
Потому, если иметь в виду буквальное соблюдение заповеди о седьмом дне, то время действия этой заповеди в переводе на нашу традицию праздновать воскресный день вместо субботы – с вечера субботы по вечер воскресенья. Так что участие во всенощном бдении и в литургии – это не службы двух дней, но одного дня.
Если же порассуждать относительно второго Вашего вопроса – можно ли причащаться в воскресение на литургии, если не был на бдении, то здесь надо принимать в расчет обстоятельства. Если у человека реально уважительная, не зависящая от него причина, по которой он не смог принять участие во всенощном бдении, то причащаться можно (с благословения духовника). Важно при этом, что такой вариант надо воспринимать как исключение, стараться, чтобы подобная практика на вошла в привычку.

Спасибо за ответ, Алексей, тоже очень подробно разъяснили.
Не просты обязанности христианина, однако)
И правда, не зря говорят, что не реально исполнить все заповеди.
Ну будем стараться хоть частично, надеясь на милость Божью…
Чрезвычайно желательно, далее смотрите по обстоятельствам вместе с духовником. В церковном документе "Об участии верных в Евхаристии" отмечается:
Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Спасибо за ответ и советы, Сергий.
Про обязанность понял.
Извиняюсь, чуть поясню — изначальный заголовок вопроса был про заповедь, где говорится «6 дней работай, 1 день Богу».
Хотелось бы получить пояснение именно в контексте этой заповеди — почему правила, на которые вы ссылаетесь, ей не соответствуют? Ведь получается, что нужно ходить в церковь дважды в неделю, а не один раз.
П.С. извиняюсь за глупый вопрос, только пытаюсь начинать церковную жизнь…