Если некий человек страдал грехом пьянства и умер от болезней, возникших в результате этой страсти, но его дочь праведница и ведёт благочестивую христианскую жизнь, может ли этот факт облегчить участь усопшего её отца, бывшего пьяницей при жизни?
В широком смысле если у грешника его потомки (дети, внуки) праведники, облегчает ли этот факт его посмертную участь?
5 Ответов
Господь в Своем Слове говорит через пророка:
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается (Иез.18:20).
И в другом месте:
Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10).
Поэтому каждый получает по своим делам. Другое дело, что если человек умер в покаянии и вере, то по учению Церкви, он может получать пользу от того, что делают в память о нем живущие на земле - молитвой и милостыней. Св. Августин пишет об этом так:
Нимало не должно сомневаться, что (молитвы Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни) приносят пользу умершим, – но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не принимая или напрасно принимая благодать Божию, и собирая себе не милосердие, а гнев. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал.


Учение Церкви говорит о пользе ходатайств живых только за тех, кто умер в покаянии и вере. Что касается остальных, то нет никакой уверенности, что им может что-то помочь, однако в частном порядке конечно мы просим Бога оказать милость и умершим в нераскаянности, если Он сочтет это возможным. Но повторю, что есть принципиальная разница между уверенностью пользы для одних и смиренной надеждой относительно облегчения участи других.
Праведные потомки молятся о своих предках. Такая молитва, несомненно, угодна Небесному Отцу. Но и она не поможет человеку, который отрекся от Бога или совершил другие тяжкие грехи, умерев без покаяния.
Если пьяница из Вашего вопроса постоянно каялся, но иногда по немощи все-таки возвращался к выпивке, молитва праведного потомка будет услышана Богом и, как знает Сам Господь, облегчит участь покойного.

Но и она не поможет человеку, который отрекся от Бога или совершил другие тяжкие грехи, умерев без покаяния.
Разве? Ведь известны случаи облегчения загробной участи и избавления от мучений даже самоубийц, о которых Церковь вообще не молится. А о случаях с грешниками, умершими естественной смертью тем более.

Я знаю не один случай, когда люди молились за самоубийц, а потом сами кончали жизнь таким образом. Опасное это дело - спорить с Богом.
Поэтому не надо исключения возводить в общее правило. А правило таково, как я написал. Например, тех же самоубийц по церковным правилам не отпевают. Так неужели молитва частного человека выше, чем всей Церкви?

Но не за самоубийц, а за «обычных» грешников, пусть и нераскаянных, Церковь ведь молится, их отпевают, за них можно подавать записки и требы. Значит не просто так? Ведь мы не знаем, каялся ли этот человек в своём грехе, а уже выносим свой суд ему, хотя сказано по Мф. 7:1, что не судите, да не судимы будете.
Любая молитва об усопших облегчает участь их, даже если они жили в грехах и умерли нераскаянными. Хотя бы на время молитвы. Такие случаи описаны в житиях святых. В тот день, в который они молились, Бог освобождал адских узников от муки, хотя и не выводил из ада. Совсем же освободиться от адских мук могут только те, кто сам верил в Бога и хотя бы иногда каялся перед Ним, но не принёс достойных плодов покаяния (изменения жизни). Иначе надо вспомнить слова Самого Бога:
И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут (Иер.15:1).
Такова участь нераскаянных грешников, не верующих в Бога. Потому надо почаще приходить в церковь и приносить покаяние.
Но разве молитва и милостыня не приносит совсем облегчения умершим без покаяния?
Ведь известны случаи, когда даже самоубийцы, о которых церковь не молится вообще, получали облегчение и даже избавление от мучений по личным молитвам и милостыне их близких.