Здравствуйте.
Простите, но меня уже много лет подряд просто поедом есть вопрос, ответ на который я не могу получить ни от знакомых мне Православных священников, ни из Православных интернет сайтов. Вообще ни от кого не могу получить чёткого и обоснованного ответа.
Помогите моему незнанию.
Я Православный Христианин. И много лет, для меня много, потому-что до встречи с иеромонахом Феодосием, который вскоре был рукоположен в сан Архимандрита, я был "Сомневающимся", а до сентября 1993-го года я был даже атеистом, благо Господь вразумил меня грешного.
Но вопрос не в этом.
Дело в том, что примерно двадцать лет, с того момента, как я осознал, что Иисус Христос есть единственный, кто спасёт всех обратившихся к нему, я как-то молился ко Господу, не регулярно, но всё же читал утренние и вечерние молитвы, редко, но всё же исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн, однако при этом не вникал в суть и смысл Православного Богослужения. В начале 2014 у меня ослучилась семейная драма. Я остался один. В этой ситуации я, в очередной раз, взвыл и как обычно делает большинство людей обратился ко Господу. Вскоре по милости Божьей я успокоился, жизнь как-то наладилась и с этого момента я всё старательнее, стал посещать местный храм, молиться о прощении, исповедоваться, причащаться и стараться не попасть на суд Божий по уши в дерьме.
...
Простите, но именно тогда, я начал читать о Истории Тела Христова-Церкви Православной, изучать Правила Богослужения, читать каноны, акафисты, жития Святых и в один момент прочитал о том, что некоторые правила Святых Вселенских Соборов просто запрещают в Воскресные и Праздничные дни свершать земные поклоны. В 20- правиле Первого Вселенского Собора сказано, что во всех Епархиях в Воскресные и Праздничные дни должны "стояще приносить молитвы", в 90-м правиле Шестого Вселенского Собора сказано:
"От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение."
В 91-м правиле послания Василия Великого просто сказано о причине и недопустимости земных поклонов. Однако в наших Православных храмах творится прямо-таки "Аллах Акбар" простите, я не хочу оскорблять мусульман, но это их "Пятничные" традиции, а у нас это творится прямо во время Православного Воскресного Богослужения.
Я как-то, когда узнал о запрете земных поклонов обратился с вопросом к известному в нашем Благочинии протоиерею и услышал встречный вопрос:"А ты что, фарисей?". И тут же добавил, что это правило устарело. И это Уважаемый в целом районе и в Епархии известный Протоиерей. Однако никаких публикаций об отмене этого Закона я не нашёл. Такой же вопрос я задал в нашем храме, в день первого, "Пробного" собрания прихожан, где наш батюшка, ради доброго дела, решил проводить собрания с повесткой "Ответы на Вопросы". Вопрос был задан, ответа я не получил и больше таких собраний не проводилось. О чём я очень жалею.
Но самое странное для меня то, что Священники и Иерархи Православной Церкви Московского Патриархата, которые, по моему убеждению совершенно справедливо укоряют и осуждают тех, кто нарушая Правила Святых Вселенских Соборов раскалывает Тело Христово-Церковь Православную, через некоторое время, сами нарушая Правила жизни Тела Христова-Церкви Православной, являясь малыми частями Тела Христова, как они говорят "С Благоговением", ломают Тело Христово нарушая Правила Богослужения установленные Святыми Отцами Церкви исполненными Духа Святаго.
Почему?
Зачем и ради чего творится эта мерзость?
Неужели они не понимают, что это не правильно?
Ответьте мне ради Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Спаси Господи вас и всех близких ваших.
4 Ответа
Владимир, так Вы не делайте и не искушайтесь. Я не делаю и не переживаю, кто спросит - объясняю.
Нас на Страшном суде спросят за наши поступки, куда нам ещё на других смотреть...
Владимир, на какой вопрос Вы ещё ищете ответ? Такой канон есть, нарушать его плохо. Точка. Но Вы зачем-то далее начинаете вопрошать — почему некоторые христиане нарушают канон? Вот здесь имеет смысл не зацикливаться, это их выбор и их ответственность перед Богом.
Поддерживаю, Кирилл.
Что же касается упрёков в «фарисействе», о которых написал автор вопроса, то это, я думаю — больше от лукавого.
Современный человек может найти тысячу оправданий своей стеснительности и боязни показаться «белой вороной».
Думаю, что в подобных вопросах нужно всё-таки отдавать предпочтение Священному Писанию, каноническим правилам и постановлениям Вселенских Соборов, а не частному мнению того или иного священника, настоятеля или «старца».
А «фарисеофобия» современного «среднестатистического» прихожанина доводит до того, что ему, к примеру, за столом — проще сматериться, чем перекреститься…
Личное благочестие отдельных верующих (пусть даже чрезмерное и не соответствующее церковным канонам) никак нельзя назвать мерзостью. Мне думается, для Бога такое осуждение гораздо хуже, чем неразумное коленопреклонение верных в воскресный день. Поскольку Вы не дадите отчета за чужие души, то нет смысла и любопытствовать, знают они это церковное правило или просто поступают по ранее принятому обычаю. Обратите также внимание: в приведенном правиле нет прещений за его нарушение (отлучение от причастия и т.п.), поэтому и нам должно иметь снисхождение к нарушителям.
Теперь по существу. Что касается земных поклонов, с ними все просто: согласно указанному Вами правилу их делать не должно. Так вот, исполняйте правило, не смотрите на других, - и Бог мира будет с Вами. Вместе с тем, хочу отметить, что правило имеет в виду именно покаянное коленопреклонение. Поэтому, по церковному обычаю, после преложения Св. Даров священнослужители в любой день делают в алтаре земной поклон (т.к. здесь причина поклона не покаяние, а благоговение перед совершившимся таинством).
Простите батюшка, но мерзостью я назвал не личное благочестие Православных Христиан, по неведению своему, по незнанию и действительно с покаянием и благоговением, всё же совершающим запрещённые действия при Богослужении, а то, что люди знающие о том, что такие действия запрещены, не просто разрешают, а имея статус позволяющий это делать, просто ничтоже сумняшися Благословляют нарушать правила жизни Тела Христова-Церкви Православной. Именно по этой причине меня и не покидает вопрос о том, чем священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата благословляющий нарушать одно правило Святых Вселенских Соборов, отличается от патриарха Константинопольского благословившего нарушать совсем другое Правило из того же самого собрания Правил Жизни Тела Христова-Церкви Православной?
…
Я знаю, что я страшный грешник и уж тем более я не имею права судить кого либо их ближних своих. Но я твёрдо знаю, и это уже не единожды испытанно как на своей шкуре, так и по тому, что произошло за эти годы с моими родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми, что любое, даже малейшее нарушение данных Господом заповедей и наставлений, ввергает человека в страшное падение в греховную яму, из которой можно выбраться только постом и молитвой ко Господу. Многие, большинство, да практически все об этом знают, но всё-равно, в следующий раз, на пути ко Господу, сворачиваем с пути, дабы подобрать лежащую у обочины яркую «Вкусняшку» и только «коснувшись её» опять попадаем в яму греховную.
Так же и с Правилами Богослужения. Тут мы говорим:»Мы же с Благоговением!», но пред кем и кому мы «Благоговеем» нарушая правила заповеданные нам святыми отцами Православия исполненными Святым Духом, мы даже не задумываемся. А ведь именно это и надо врагу рода человеческого, чтобы мы с «Благоговением» преступали границы установленные Святыми Отцами и падали в яму греховную.
…
Господи Иисусе Христе Сыне Божий милостив буди мне грешному.
Мне думается, в Ваших размышлениях стоит ограничиться последней фразой и не искать большего. А для закрепления этого совета приведу известную историю из «Древнего патерика». Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: «Господи! Почему одни немного живут, – и умирают; а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?» Тогда был к нему глас, глаголющий: «Антоний! себе внимай! То – суды Божии, и тебе нет пользы знать их».
Я согласен с тем, что Иисусова молитва основа и опора для меня и для любого человека в борьбе за чистоту духовную и даже телесную.
Однако в моём вопросе нет желания понять или унять желания человека живущего в миру и ограничить или расширить возможности человека. Меня интересует:
«Почему Православные Священники не могут вразумить своих духовный чад, что нарушение правил жизни Тела Христова-Церкви Православной неприемлемо для Православного Христианина, потому-что всё, что Искажает и Изменяет Жизнь Тела Христова-Церкви Православной уже делается в угоду сатане и его падшим ангелам, сборищу врагов рода Человеческого?»
Ведь это казалось бы не сложный вопрос. Однако ответ на него я получить не могу. Ну кроме выражений уже вошедших в нашу Российскую действительность из Западной классификации разрешённых и запрещённых тем. Одним из которых, просто шедевральным на мой взгляд, является выражение «Это Другое.».
К большому моему сожалению.
Если Вам не хватило моих ответов, задайте Ваш вопрос своему правящему архиерею, который должен надзирать над священниками и правильным выполнением ими церковных канонов.
Новый священник в храме. В воскресный день выходит с Чашей и тут половина храма встаёт на колени. Другая половина начинает на них шикать и говорить: «Встаньте! – в воскресенье не становятся на колени!», а первая возражает второй: «Это вы падите ниц! – батюшка в алтаре всегда делает земной поклон перед Причастием!».
Батюшка в затруднении заканчивает службу и на следующее утро идет к епископу.
Спрашивает: мол, я не знаю, какова верная традиция во время выхода с Причастием. Православным нужно вставать на колени перед Дарами в воскресный день?
– Нет, такой традиции нет... – отвечает владыка.
– То есть традиция велит стоять ровно?
– Нет, не велит, – отвечает архиерей, – такой традиции нет.
– Так почему одна половина храма переругалась с другой?!
– А вот такая традиция у нас есть!..
К сожалению «Традиций» нарушающих правила жизни Тела Христова-Церкви Православной сейчас очень-очень много. И основаны они именно лукавым, однажды нашептавшим кому-то из наших предков;
«Да ты сверши дело сие, сверши! Ты ж с благоговением делаешь. Тебя все уважают, слушаются, а тут увидят как ты с благоговением борешься и ещё больше зауважают. Так что дерзай!»
И он, уже уверенный в своей непогрешимости, начинает менять правила, тем самым нарушая их, и теперь своим «Подвигом» призывает своих собратьев так же нарушать эти законы.
У нас в храме, в день явления образа Пресвятой Богородицы «Казанская» новый, только пару недель как только-что назначенный священник во время проповеди сказал, что не надо причащаться часто! Что вон Мария Египетская за свою жизнь два раза причастилась и вознеслась ко Господу в лике Святых. Поэтому прихожанам храма не надо часто причащаться. …
Моё удивление по сию пору прямо поедом меня ест. Я понимаю, что это одно из искушений от лукавого, но ведь я через некоторое время на ТВ канале «СПАС» я услышал те же слова от всем известного «Богослова», профессора Осипова.
…
И вот тут я ещё больше удивился.
Ведь Человек, который призван просвещать Людей о правилах жизни и основных задачах Церкви Православной призывает отказаться от самого Главного Таинства Церкви Православной, заповеданного самим Господом нашим Иисусом Христом.
Но никаких последствий этот призыв не имеет по сию пору.
И таких, «Малых Нарушений», в последствии приводящих к страшным последствиям мы к сожалению видим очень-очень много, но к сожалению, «По доброте» нашей и с «Благоговением» не обращаем на них внимания.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий милостив буди мне грешному.
Приветствую всех отцы и братья, друзья. В комментариях и пояснениях отцов нет указаний на "Совершать земной поклон во время преложения (пресуществления) Св. Даров Тела и Крови Господа Иисуса Христа исходя из особого благоговения в день памяти Воскресения Христа и другие Великие торжества".
Есть указания на общее запрещение совершать земные поклоны в храме (церкви) в день памяти Христова Воскресения и в другое Великое и Господское торжество Церкви.
Запрещение это, чтобы нас научить как правильно себя вести по отношению к Богу в эти особые дни. В Священном Писании об этом отчасти пишется почему: к Галатам послание ап. Павла, Глава 4, стих 7.
Существующие традиции, в каких бы епархиях или храмах они не были, никак не могут быть выше Церковных правил отцов и Богослужебного Устава.
Заключение
Важно выбирать оптимальное (без крайностей) решение в любой ситуации. Должны быть предельно понятны эти указания. Хочется когда совершить земной поклон в эти дни и выразить особое благоговение Богу — делай, но после основного богослужения. Делай потому, что это уже твоё личное дело и взаимоотношения с Богом.
Я не осуждаю тех, кто нарушает эти правила. Мне их жалко. Они хорошие, верующие Православные люди. Я спрашивал у многих своих знакомых:»Зачем?», большинство, подавляющее большинство говорит, сто С Благоговением! Но ведь если ты с Благоговением нарушаешь правила жизни Тела Христова-Церкви Православной и делаешь больно самому Господу, то пред кем ты Благоговеешь?
К тому же я уверен, что раскольники во все времена, в том числе и сегодняшние Раскольники, ушедшие под руку Константинопольского патриарха, уверены в том, что сотворили эту мерзость с Благоговением! Но пред кем «Благоговеют» они и почему у наших, Православных иерархов и священников, критикующих нарушение одного правила, нет ни слова для восстановления истинны и соблюдение правила другого?
Мне уже кажется, что я никогда не смогу найти ответа на этот вопрос. К моему большому сожалению.