5 Ответов
Во-первых: человек ведь не просто так причащается перед смертью. Если это произошло, то только потому, что именно Бог удостоил этого человека такой смерти, и на это у Него были свои причины. Поверьте: Бог нашел бы способ этого не допустить, если бы захотел.
Во-вторых: не каждый причастившийся перед смертью спасается. Ведь причаститься можно и не искренне, лживо, в погибель себе.
В третьих: далеко не каждый из тех, кто прямо перед смертью не принял Таинств, идет в ад. С чего Вы вообще это взяли?
Вы рисуете какие-то гипотетические картинки, пытаясь подловить Церковь (или Бога?) на мнимых противоречиях. Не пытайтесь рассуждать, как Бог - все равно ничего не выйдет.
Суть не в причастии перед смертью. Суть в самой жизни человека и покаянии в грехах. Если человек жил праведно, но внезапно умер (например, случился инфаркт), то Богу не за что его осуждать на адские муки. Если же человек всю жизнь жил грешно, о Боге и слышать не хотел, но перед смертью искренне покаялся во всех грехах, то есть надежда, что Бог проявит к нему милость. Однако, какова будет эта милость и будет ли она, мы не знаем.
Человек неверующий, некрещеный, находясь во власти дьявола, и будучи поврежден грехом, неспособен творить такие дела, благодаря которым он мог бы оправдаться перед Богом и спастись.
В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло.
- свт. Игнатий Кавказский.
Именно поэтому бессмысленно ставить вопрос о возможности спасения «добрых» атеистов и иноверцев.
Но вера во Христа и участие в таинствах, вновь возвращает человеку возможность при помощи благодати творить действительно добрые дела, которые вместе с верой оправдывают его перед Богом и которые вознаграждаются. Для христианина становится возможным и ему вменяется в обязанность исполнять заповеди Божьи, чтобы осуществить изначальный замысел Творца о человеке.
Кроме того, любой человек творит в своей жизни зло, в тех или иных масштабах. Невозможно творить зло и войти в Царство Небесное. Его необходимо очистить до того, как человек умрет. Это возможно только через покаяние и веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
Таким образом, невозможность спасения без веры в Иисуса Христа обусловлена:
1. Греховностью каждого человека.
2. Невозможностью освободиться от нее своими силами и перекрыть это зло своими добрыми делами.
Только Господь Иисус Христос может даром освободить человека от греха и дать Ему возможность спасения при условии живой веры самого человека, покаяния и старания исполнить заповеди Божьи.
Если христианин умирает внезапно в состоянии нераскаянного смертного греха, то он не спасается и идёт в ад. Однако нужно различать тех, кто не хотел каяться принципиально и кто просто не успел, хотя может очень хотел. О последних Церковь молится, прося Бога о их прощении и спасении. Причаститься перед смертью это самое большое желание каждого сознательного христианина, однако само по себе причастие или не причастие перед смертью, не определяет его вечную участь. Здесь принципиально то, в каком духовном состоянии он покинул этот мир.
В Евангелии Господь рассказывает притчу званых на пир - «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». (Мат.22:4) Пир готов, на него надлежит только прийти - как и наше спасение приготовлено смертью и Воскресением Христа, его надо только принять покаянием и верой, и Причастие, помимо прочего, знак такой веры. Христос умер за всех, и любой человек, в том числе, тяжкий грешник, может быть прощен и очищен.
Однако никто не будет приведет на этот пир насильно - человек может отказаться или проигнорировать приглашение. Если я меня позвали на пир - а я отказался прийти - я останусь без пира; если я откажусь войти в дверь, я останусь за дверью. Это не вопрос того, насколько я «хороший» - плохой человек может покаяться и получить полное прощение. Это вопрос того, хочу ли я войти.