Здравствуйте, с днём воскресным!
Я новоначальный. Многие верующие говорят о неописуемой благодати по Св. Причащении. Мне приходилось испытывать возвышенные чувства после молитвы и посещения Церкви, но после Евхаристии - не особо. Понимаю, что это совсем не главное, и мы идём туда за Христом, но всё же этот вопрос меня не оставляет. Почему так?
Спасибо, храни Бог!
6 Ответов
Ооо! Не ищите проявления чувств после Причастия! Их быть не должно.
Соединение с Богом в Евхаристии происходит на столь тонком уровне, что физически осязать этого невозможно.
Однако, воздействия для меня лично несомненно существуют. Они проявляется в постепенном, плавном изменении внутреннего состояния, в преображении взглядов на мир, на жизнь, на отношения с Богом, и особенно в части внутреннего восприятия Бога как Личности, Личности не равнодушной, но любящей.
Спасибо, Кирилл. Полагаю, что и явления исихазма того же порядка.
Свт. Феофан Затворник пишет об этом:
С нашей стороны необходимы – труды приготовления, затем вера, страх и трепет при приступании к Таинству. Но как ни будь все сие исправно, – ощущение благого действия от святого причастия не есть необходимый плод их. Это всегда в руке Божией. И как ни милостив Господь, но нередко сокращает руку Свою, или в научение, или в наказание, особенно за недостаток смиренных чувств, и еще особенно за такое помышление: то и то сделаю, и будет мне то и то от принятия Святых Тайн. Такие пророчества всегда суть вражьи, – и никогда не сбываются. Ибо тут творится грех чуждоприсвоения, – себе и своим трудам приписывание того, что прямо есть милость Божия.
Что касается того, что верующие говорят о своих особенных переживаниях, то я скажу, что переживания всегда субъективны и если человек для себя связывает их с Евхаристией или молитвой, это не обязательно означает, что это на самом деле всегда связано именно так, как оно себе представляет.
Старец Иосиф Исихаст говорит, что благодать или предшествует, или следует за большими скорбями, т.е. это дается Богом как утешение, как средство легче перенести скорбь. А скорбь, с другой стороны, это средство не возгордиться от получения благодати. Так что Вы просто не знаете в подробностях, какая жизнь у тех людей, что получают благодать. Имеется в виду не получение благодати вообще, т.к. все получают ее, особенно в Таинствах, а именно явное действие.
Кроме того, ощущение благодати может быть и от бесов, чтобы человек возгордился. И если человек смиренный и действительно получил благодать, он кроме духовника другим не будет об этом рассказывать, а как раз духовнику обязательно расскажет, чтобы не принять действие бесов за благодать. Если человек скрывает от духовника что-то, что считает точно происходящим от Бога - это очень подозрительно, большая вероятность, что это от беса.
Здравствуйте. О благодатных ощущениях после причастия говорят, возможно, многие, но далеко не все. Благодать подает Бог, и подает ее свободно - когда, как и кому хочет. Бывает, что и сразу, а бывает, и нет. Решающее действие причастия не в ощущениях, а в изменении жизни, своих поступков и привычек, смене греха на добродетель. В конце концов у добросовестно кающегося должно появиться ощущение мира с Богом, ближними и со своей совестью. Основа же этого мира - всецелая надежда на милосердие Божие в силу искупительного подвига Господа Иисуса Христа, а также посильное (и опять-таки с помощью Божией) исполнение заповедей. Причем при исполнении заповедей никак не обойтись без таинств, устраняющих действие в нас греха и наполняющих нас силой Божией.
Вы правы, искать чувств не требуется. Но это вовсе не значит, что их быть не должно.
Священник Павел Гумеров:
Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, – заповедал ему смиренный авва».