5 Ответов
у вас есть возможность покаяться и уверовать, сказать ваше свободное «да» Богу и Христу, пока у вас есть возможность сказать и «нет». В тот момент, когда реальность Бога, Его Царства и Его суда становится непреодолимо ясной, уже поздно делать выбор.
Я попробую привести пример, о котором как-то прочитал в новостях. Юноша нашел чужой айфон. Вместо того, чтобы разыскать владельца — или хотя бы отдать находку в полицию — он оставил его у себя. Через две недели к нему пришла полиция, и он был арестован за кражу. Все эти две недели он мог спохватиться — и вернуть вещь владельцу. Он мог бы связаться с владельцем за пять минут до того, как полиция позвонила ему в дверь. Но вот после этого было уже поздно.
Он уже застигнут с чужой вещью в руках — и ему поздно рассказывать, что он собирался вот-вот ее отдать. Конечно, теперь он отдаст ее — но это не спасет его от осуждения. Добровольное решение вернуть айфон — спасло бы. А теперь, когда у него просто нет выбора — возвращать или нет — поздно.
Когда Христос придет со славою судить живых и мертвых, будет поздно делать выбор. Мы будем застигнуты на том выборе, который сделали до этого.
Потому что Бог определил такой порядок. Прп. Иустин Челийский поясняет:
Без сомнения, состояние душ после смерти сходно с нравственным состоянием каждой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Оно – естественное следствие и естественное продолжение земной жизни. Ведь если бы смерть или частный суд полностью изменяли состояние души, то утрачивалась бы непрерывность личности и в загробной жизни, например, Петр не ощущал бы себя Петром, а Павел – Павлом.
Религиозно-нравственное состояние душ в загробной жизни кардинальным образом не меняется. Если бы Бог в корне его изменил, то учинил бы насилие над неприкосновенностью свободы человеческой души и истребил бы то, что делает личность личностью.
Впрочем, и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем своим существом и желала она полностью себя изменить и начать новую жизнь, вполне отличную от ее жизни на земле, – не смогла бы этого сделать. А не смогла бы потому, что в загробной жизни ей недостает тела – необходимой части человеческой личности для полного самостоятельного волеизъявления и деятельности последней – и не будет у нее земных условий и средств спасения. Другими словами, в загробной жизни покаяние невозможно, ибо там дозревает то, что посеяно и взращено на земле. На это указывает Священное Писание, сравнивая земную жизнь с севом (сеянием), а жизнь за гробом – с жатвой (см. Гал.6:7–8).
Душа существует не самостоятельно, а проявляет себя через тело - и свои страсти, и добродетели. В том числе и изменения души от добра ко злу и наоборот тоже реализуются через тело. Соответственно без тела душа как бы останавливается: остается вектор, но уже не меняется направление.
Предание сохранило такие слова Господа Христа: "В чем застану, в том и сужу". В притче о Страшном Суде Господь говорит лишь о делах при жизни, ничего не упоминая о посмертном раскаянии. То же и в притче о богаче и Лазаре: хотя богач раскаивался, но это не помогло ему перейти на лоно Авраамово.