8 Ответов
Физическая усталость может обуславливаться не причастием, а другими, чисто физиологическими причинами. Например, ранний подъем в день причастия, стояние на службе в течение нескольких часов. В конце концов, какие-то проблемы со здоровьем. Не думаю, что стоит искать какой-то духовный смысл происходящего. Хочется прилечь и отдохнуть - так и сделайте.
В какой ситуации можно было бы с большой вероятностью определить, что дело в Причастии: если, например, человек каждый день ходит в храм, каждый день читает правило одного и того же размера, ходит на одни и те же службы (т.е. например, только на Литургию, или каждый день и утром, и вечером), а причащается только раз в неделю, но не в один и тот же день недели, а в разные. Тогда, если он устает именно в день Причастия, то с большой вероятностью дело в этом. Можно еще предполжить, что могли бы быть случаи, когда усталость была бы и если только исповедаться.
Если Вы точно определите, что дело именно в Причастии, то можно предположить такую причину. Усталость, отсутствие сил - это один из видов телесной немощи. Телесная немощь очень смиряет. Например, об этом пишет старец Паисий Святогорец в 4 томе "Слов" (глава "Старость смиряет человека"). И вот Вы пришли на Исповедь, каялись в гордости и в том, что с ней связано (а все грехи в глубине связаны с гордостью), причастились, и Вы просите, чтобы Бог дал Вам в Таинствах благодать, которая должна избавить, в т.ч., от гордости. Но Он бы ее и раньше дал, но Вы в нужной мере не были способны ее воспринять. И чтобы Вы могли ее воспринять, возникает телесная немощь. От нее Вы смиряетесь и становитесь способны воспринять благодать, еще больше усиливающую Ваше смирение. Т.е. немощь складывается с силой благодати, которые действуют в одном направлении.
Мне кажется, такой вариант объяснения вполне разумный. Но могут быть и еще какие-то причины. Возникает вопрос: почему у кого-то другого усталости нет? Но, если дело действительно в смирении, у него могут быть другие смиряющие факторы, может какая болезнь, или клевета на работе, или он устает не после Причастия, как Вы, а каждый день и т.п. Также благодать на всех действует по-разному в разные периоды их жизни. У всех разная вера, разная сила стремления измениться, очисться от страстей, т.е. разное покаяние. В конечном счете, Богу решать, кому и в каком объеме дать благодать.
Также нельзя по наличию или отсутвию усталости делать вывод, большую или маленькую благодать я получил. "Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смирение сохраняло их в безопасности; а кто думал иметь благодать, тот был водим гордостью и обольщался..." - пишет прп. Макарий Оптинский. По-моему, безопаснее думать (повторю, если дело именно в Причастии), что я чувствую усталость по причине гордости, и что я очень слаб. Я очень гордый и немощный. Для всех полезно так думать.