Почему праведники, почившие до Христа, в конце концов попали в Царство Божие, ведь они не были крещены при жизни?
Согласно Ин3:5 кто не родится от воды и духа, не может войти в Царство Божие.
Да, крещения тогда не было, но с другой стороны получается, что праведник, живший до Христа и праведник современный, живущий точно так же, как и первый, имеют разную участь после своей смерти: первый попал в ад, но после Христова Воскресения и Сошествия Христа во ад попал в рай, а второй попал в ад и в аду остаётся.
5 Ответов
По той же причине, по которой в Рай попадают и нынешние праведники: они исповедовали истинную веру и жили праведной жизнью ради истинного Бога. До пришествия Христа, как мы знаем, истинным богопочитанием была религия Ветхого Завета.
Праведность же без истинной веры невозможна: о какой праведности может идти речь, если человек отвергает Бога, своего Творца, нарушая первую Заповедь Закона Божия?
С уважением,
У вас неверное представление о праведности и спасении, отсюда и непонимание. Все люди без исключения, которые спаслись, наследовали Царство Небесное по вере в Иисуса Христа. Это принципиально важно. Что касается Крещения, то в Ветхом Завете его некоторым образом заменяло обрезание и принадлежность к народу Божию, на что указывают некоторые отцы Церкви. Так, св. Августин, отвечая Юлиану, в своем письме к Валерию пишет:
Со времени своего вменения народу Божию обрезание, будучи «печатью праведности чрез веру», содействовало оправданию младенцев, очищая их от первородного и содеянного греха точно так же, как и крещение со времени своего установления содействует обновлению человека.
Так что принципиальной разницы в условиях спасения для людей двух заветов нет. От обоих требовалась вера в Мессию и принадлежность к Церкви (через обрезание или Крещение, только в этом разница).
Обрезание действительно предусмотрено как внешний знак завета только для мужчин, женщины вступали в завет по умолчанию как члены семьи, где глава мужчина. Веровали и соблюдали закон, как и мужчины. Бог Сам устанавливает условия завета, поэтому здесь нет ничего удивительного.
А как спасся Адам, самый первый человек? Ведь у него не было ни Крещения, ни обрезания.
Бог есть любовь. У Него и справедливость растворена любовью. И Он Сам устанавливает условия. Так, что удивительного, что Он Своей крестной жертвой, своей кровью и Адамовы грехи омыл?
До пришествия в мир Спасителя Бог заключал несколько заветов с людьми, каждый из которых предполагал свои условия. Обрезание стало обязательной частью завета только после заключения его с Авраамом. Так что от Адама и Евы требовалась только вера в грядущего Спасителя и исполнение минимального числа заповедей.
Вы верно отметели, те, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.
Теперь задумаемся о кажущейся невозможности спасения для тех, кто жил хотя бы до Иоанна Крестителя.
В неделю Праотцов (служба им происходит за 2 недели до Рождества Христова), мы вспоминаем самих Праотцов (ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя – Адама, Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих), и особо вспоминаем вавилонский подвиг Трёх отроков - Анании, Азарии и Мисаила (они же наречены в Вавилоне как Седрах, Мисах и Авденаго), описанный в книге их товарищем, другом и пророком Даниилом Дан. 3:19-95
Тропарь этого праздника открывает нам, что "Верою праотцев Ты оправдал...", то есть Праотцы получили спасение через веру в Бога.
Но не только через веру, но и через исполнение заповедей. Так, описывая подвиг Ноя, мы читаем в 1-ом тропаре 4-й песни канона Праотцам, созданного преподобным Иосифом: "Ноя, бывшего поистине праведным: ибо, исполнением всех заповедей Божественных красуясь, благоугодным явился он Христу..."
Многие из Праотцов приобрели праведность через мученичество, например, Авель, или исповедничество, как патриархи Исаак и Иаков.
Обратим внимание на 2-ой и 3-ий тропари 3-ей песни канона Трём отрокам, созданного преподобным Феофаном. Церковь раскрывая подвиг поющих мученников, научает, что: "Огонь не опалил чистейшие тела благочестивых: ибо они постом душепитательным были орошаемы." Отроки не только веровали, но соблюдали заповеди.
Ниже, в этой же 3-ей песне, читаем Богородичен: "Чтобы нам показать рождение из девственного тела, Ты, Владыка, в печи спасаешь девственников тела".
Как видим, в печи орошение верующих и законопослушных отроков осуществляет Сам Христос (Владыка), спасая не только тела, но и их души.
Теперь обратим внимание на 3-ю песнь стихир на "Господи возвах", поемой на вечерни того же дня. Здесь мы слышим, во-первых о крещении отроков Духом Святым: "Как под дождем, окропляемые росою Духа, посреди пламени радуясь, отроки Божии ходили...", во-вторых о силе их веры, которой они угасили пламень: "... и, как мудрые, они верою угасили силу огня...", в-третьих обратим внимание, что угасили не просто огонь, но по словам автора стихир для них был погашен огонь вечный, геенский: "...Их мольбам внимая, Спаситель человеколюбивый, и нас от неугасимого вечного огня избавь." Если мы просим Христа избавиться от геенского огня, то непременно и Три отрока, в этой казни узревших явившегося им Бога Слова, были избавлены от мучений ада.
Для раскрытия темы вспомним следующую притчу: "Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем" Лк. 16:22-24
Получается, Лазарь, находясь с Авраамом в аду, имел доступ к какой-то воде, спасающей от геенского огня. И богач просил именно эту воду, чтоб угасить свои муки. Но согласимся, богач просил не столь обычную воду, но просил того самого орошения, которое когда-то излилось Святым Духом на Трёх отроков. По сути богач просил спасающего для него крещения Духом и водой, на что Авраам ответил отказом.
Как видим, Господь Духом орошал и крестил всех тех, кто вёл праведную жизнь и терпел за Бога, даже до дня явления Христа. Истории Ветхого Завета показывают, что находясь в аду праведники не лишались живительной влаги и спасительного крещения Духом Святым.
Но какой же в Ветхом Завете в таком случае был аналог Крещения у женщин? Ведь женского обрезания нет.