3 Ответа
В греческом переводе сказано про больших китов:
И сотворил Бог великих китов и всякую душу живых гадов, которых извели воды, по родам их, и всякую птицу пернатую по роду. И увидел Бог, что хорошо (Быт.1:21).
Поэтому так же толкует и свт. Василий Великий:
«Да изведут воды гады». В числе их находятся и морские, и прибрежные, и водящиеся в глубинах, и живущие на камнях, плавающие стадами и по одиночке, киты, огромные и мелкие рыбы. От той же силы, от одинакового повеления получает бытие и великое, и малое.
Отдельно о них говорится по причине, указанной свт. Василием: что от одного повеления появляется одновременное и великое, и малое; для Бога это одинаково легко.
Связь с динозаврами усматривают некоторые современные толкователи, для меня этот вопрос неочевиден. В самом деле, о левиафане иногда здесь говорили и древние, например прп. Ефрем Сирин в толковании на Быт. 1:21:
Когда после собрания вод во второй день составились реки, явились источники, озера и болота, тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию породили из себя гадов и рыб, в безднах сотворены киты, а среди волн в то же время воспарили в воздух птицы. О сотворении левиафана (кита) и бегемота упоминают и пророки. О первом говорят, что живет он в море (Пс.64:8), о бегемоте же Иов говорит, что живет на суше (Иов.40:10). И Давид говорит о нем, что он пасется на горах (Пс.49:11). Вероятно, что после сотворения указаны им и места жительства, чтобы левиафан жил в море, а бегемот - на суше.
При этом многие святые отцы, например прп. Максим Грек, под левиафаном понимают диавола. Так же мыслят и современные толкователи, которые опираются на святых отцов.
«рыб больших…» Славянский текст называет их «китами» великими, ближе к еврейскому тексту, в котором стоит слово танниним, которое вообще означает водяных животных огромного размера (Иов. 7:12; Пс. 73:13; Иез. 29:4), больших рыб, в том числе и китов (Пс. 103:25; Иер. 51:34; Ин. 2:11), большого змея (Ис. 27:1) и крокодила (Иез. 29:3), - словом, весь класс больших земноводных или амфибий (Иов. 41:1). Этим самым дается выразительное указание на то, что изначальные виды земноводных и пернатых отличались исполинскими размерами, что подтверждается и данными палеонтологии, открывающей целый обширный класс вымерших допотопных животных, поражающих своими колоссальными размерами (ихтиозавры, плезиозавры, исполинские ящерицы и т. п.). (Толковая Библия проф. Лопухина)
Мы не можем не остановить внимание читателя на глаголе бара – сотворить, употреблённом при творении жизни животных. Стих 21-й, резюмируя появление первых животных организмов, многозначительно упоминает, что появление животной жизни был акт творения, давая тем разуметь, что если бы этого акта творения не последовало, то покрытая растительностию земля оставалась бы пустою и жизни животной на ней не было бы. Много было создано теорий по вопросу о произвольном саморождении микроскопических существ, но никому не удалось доказать возможность их появления... (Властов)
Можно также предположить, что этим специально акцентируется внимание на том, что эти гиганты были сотворены не после, как бы ожидалось, мелких животных, а перед ними или вместе с ними.