3 Ответа
Боюсь, на вопрос «ПОЧЕМУ» я тоже не могу сказать, да и вряд ли кто-то ответит. В статье «Православной энциклопедии» «Акафист» ни слова на этот счет. Скорее всего, никто не знает толком, с чем связана такая особенность пения.
Но можно проследить частично историю пения Акафиста Богородице в средневековых Типиконах. Итак, в Студийско-Алексиевском Типиконе (1030-е гг.) просто сказано о пении кондака и 24 икосов.
Евергетидский Типикон (конец XI века) указывает петь весь акафист по 6-й песни, в конце указывает повторять кондак.
Мессинский Типикон (афонская версия Студийского Устава, XIII век) указывает делить Акафист на 2 части, и там кондак «Взбранной Воеводе...» поется через каждые 4 строфы (там кондаком назван только «Взбранной Воеводе», все остальные строфы акафиста названы «икосами»).
В нашем чине в субботу 5-й седмицы Великого поста Акафист Богородице делится на 4 части и каждая часть опевается кондаком «Взбранной Воеводе». Таким образом, повторение этого кондака в конце Акафиста -- осколок практики использования этого кондака как своего рода припева.
Что же касается повторения в конце 1-го икоса «Ангел Предстатель...» -- видимо, это более поздняя традиция, в приведённых памятниках нет указаний на это.
Думаю, кроме как «так исторически сложилось», ответить нечего... Поскольку же все акафисты составлены по образу единственного уставного Великого Акафиста Пресвятой Богородице, следует помнить, что
в богослужении, в Уставе православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность. Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении...
И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, – это не значит, что его вовсе нет. Это значит только, что мы ПОКА еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе
(Афанасий (Сахаров), свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви).