4 Ответа
Вообще это сильно напоминает грех. Но тут важны обстоятельства. Возможно, этот однокурсник заслуживает особенной жалости и снисхождения. Например, по состоянию здоровья, или по семейным обстоятельствам, и тому подобное. Возможно, он не успел должным образом подготовиться по не зависящим от него причинам.
Если же он просто лентяй, рассчитывающий на других, то незаконные подсказки ему очевидно греховны.
Короче, важны нюансы.
С уважением,
Не любая помощь добродетельна. Жёсткий пример: если самоубийца попросит вас подержать табуретку, пока он дотянется до петли, а потом отодвинуть ее подальше, чтобы у него не было шанса на неё опереться, - разве такая помощь будет добродетелью?
Обман – не добродетель.
Подсказка на экзамене нужна обычно в двух случаях:
- Если человек хорошо учится, но на фоне стресса у него ступор. Он знает ответ, просто «завис». И тогда даже одно слово может прорвать блок, и товарищ сам ответит. Такую подсказку можно назвать помощью, ведь не будет обмана о реальных знаниях.
- Но чаще подсказка нужна тем, кто плохо учится. И вот попустительство чужой безалаберности – не добродетель. А плохая подготовка специалиста часто приводит к негативным последствиям. Что, если в итоге получится неграмотный и безответственный врач, из-за которого будут страдать или даже умирать люди?
К сожалению, нередко учащиеся обижаются на тех, кто отказывался им подсказать, дать списать и так далее. Обвиняют «не помогших» товарищей в непорядочности и в своих плохих отметках. Тут все просто.
Нормальный человек будет обвинять не товарища, а себя и свое невезение (лучше, но реже – свое разгильдяйство). Обижаться, злиться - это лишь его личный выбор.
Ваш же выбор должен согласовываться с Вашей совестью.
Вряд ли какой человек будет однозначно оправдывать списывание, так что сама совесть подсказывает, что здесь дело нечисто. И далеко не любая помощь является добродетелью, как, например, говорится в книге Притч:
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.