Здравствуйте! Интересует такой вопрос: если мужчина и женщина венчаны, но, допустим, жена изменила мужу. Муж в таком случае должен отпустить жену, не жить с ней. В Библии написано: «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.»
Может ли после этого мужчина жениться на девице (девушке), венчаться с ней? Для него это уже будет второй брак, что получается противоречием словам Иисуса Христа: «они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.»
С точки зрения Церкви, эти мужчина и женщина всё ещё муж и жена, даже в случае измены одного из супругов? Получается, второй раз венчаться нельзя? Или можно, но только на девушке?
Если же нельзя снова венчаться, то получается, такому мужчину нужно оставаться безбрачным и воздерживаться блуда?
Прошу ответить, как это с точки зрения древних правил Церкви, а не современных, допускающих три брака.
3 Ответа
При жизни супругов их брачный союз должен быть нерасторжимым по словам Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Однако он прекращается смертью одного из супругов (1Кор. 7:39). Блж. Августин пишет:
Даже если жена уйдет от мужа по одной той причине, по которой допускается оставление супруга, должна она оставаться незамужней, или, если не удерживается, то лучше ей вновь соединиться с мужем или исправившимся, или, во всяком случае, подлежащим терпению, чем выйти замуж за другого. Далее апостол продолжает и говорит: «И муж жену да не отпускает» (1Кор.7:11), кратко советуя в отношении мужа то же, что заповедал в отношении жены.
Таким образом, полного расторжения брака даже в результате измены не происходит, следовательно, никто из супругов не может вступать в новый брак, так как это прелюбодеяние.
102 правило Карфагенского собора гласит:
Постановлено: да по евангельскому и апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицем: но или тако да пребывают, или да примирятся между собою. Аще пренебрегут сие: да будут понуждены к покаянию.
Об этом же говорят правила ряда других древних соборов.