Мне 21 год. Я часто обращаю внимание на слова Господа: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» и чувствую, что Господь этими словами обращается ко мне.
Помню что, приходя в какой-то монастырь, чувствую, что всё земное действительно ничто в сравнении с Небесным и что эту жизнь нужно максимально использовать, для того, чтобы стать как можно ближе к Богу.
Кажется, что с моей стороны будет неблагодарным и глупым если я, узнав о вере и Боге, увидев и прочитав о множестве Его чудес и о том, что Он сделал для нас, не буду максимально трудиться стать совершенным.
Я желаю исполнить вот эти слова Господа, как можно больше приблизиться к Нему, но никак не могу перешагнуть через себя и найти волю для этого.
Раньше некоторое время я жил, имея сильные искушения в семье и тогда я полностью посвятился Богу, иногда посещал монастыри и жил интенсивной духовной жизнью и тогда начал чувствовать, что эти слова Господа обращены ко мне. Потом Господь отнял искушения и наверное ожидал, что теперь я должен сам прилагать такие усилия для духовной жизни, в чём раньше мне помогали искушения.
Вспоминая эти дни, я чувствую, что должен исполнить эти слова Господа, но не хватает воли и из-за этого иногда наступает уныние и отчаяние.
Возможно, эти мои мысли могут быть от прелести или преждевременными.
Знаю, что вам наверное будет непросто ответить, не зная меня и не зная подробностей, но наверное, можете сказать что-то из опыта.
8 Ответов
Это тема сегодняшнего Евангельского чтения.
Это вопрос от лукавого сердца, по этому и ответ был в самое больное место "богатого юноши". От того то он и опечалился, а для всех остальных, главное что " невозможное человекам возможно Богу" на Него уповай, на Него одного и надейся (а не на свои силы).
Лука, Вы правильно отметили сложность вопроса. Но я бы посоветовал обратить внимание на следующее.
Если Вы всецело нутром любите Бога и Церковь, и спокойно знаете об этом, не имеете в этом сомнений, то посвятите себя глубокому духовному деланию.
Если же некая внутренняя часть не только считает нужным, но и желает посвятить себя земным делам, например, созданию семьи, воспитанию детей, реализации трудовых навыков, то не спешите убегать от мира.
Я знаю молодых людей, желающих увидеть в радости своих внуков. И когда ревностно участвуя в Церкви они понимали, что не смогут увидеть внуков (из-за ухода в монашескую жизнь), то принимали здравое решение остаться в миру.
Здесь хорошо вспомнить и уяснить пример житийных историй прп. Серафима Саровского, прп. Иоанна Кронштадского, свт. Григория Паламы. Они с раннего возраста знали, что посвящают себя и свою жизнь Богу. Похожие устремления помогут Вам сделать выбор.
Бог в помощь!
Лука, одна из вещей, которую человеку полезно уяснить для себя, это что все хорошее у него от Бога. "Все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:36). Вот у Вас появилась такая возможность. Искушения, которые удерживали благодать в Вас, отошли, и Вы ничего не можете сделать без благодати. Только это нужно осознать очень глубоко, не теоретически, а на опыте, как бы во внутреннем чувстве, это может занять много лет, даже всю жизнь.
Если бы человек не видел постоянно свою немощь, он, забывая прошлое, стал бы гордиться. Отец Димитрий Смирнов (1951-2020) даже говорил в своей программе, что Евангельские заповеди даны нам, чтобы мы их не могли исполнить, т.е. осознавали это, свою немощь, и приходили в смирение. Но чтобы увидеть свою немощь, надо все-таки как-то пытаться исполнить. Не унывать, а еще и еще пытаться. Вот этого от нас ждет Господь.
Крайне важно конкретные события в Библии читать в полном контексте:
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. (Мф.19:16-26)
Как видно из данного фрагмента Евангелие, здесь акцентировано внимание на четырех вещах.
О важности соблюдения заповедей акцентировано внимание еще в одном месте Евангелие:
"Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". (Ин.14:21)
Наивысшая заповедь:
"Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет". (Мк.12:29-31)
Соответственно, грехи могут быть против Бога, ближнего и против себя. (Более детально грехи против наивысшей заповеди перечислены в 10 заповедях -Книга Исход 20:2-17)
Если у Вас получается более-менее соблюдать наивысшую заповедь, то Вы можете задуматься о том, что-бы попробовать "быть совершенным", уйти в монастырь и дать монашеские обеты. При этом важно взять благословение у своего духовника (священника, который Вас хорошо знает и будет знать у Вас "прелесть" или это искреннее желание).
Перед тем как дать монашеские обеты и стать монахом, кандидат сначала становится трудником, послушником, иноком. Так человек готовится к настоящей монашеской жизни, проверяет себя и свои силы.
Стремление к христианскому совершенству - это дело похвальное и богоугодное. Но исполнение евангельского совета, о котором вы спрашиваете, должно быть обязательно с ясным пониманием цели и периодом времени для самоиспытания. Иметь в юности такие порывы - это нормально для христианина, но одних порывов недостаточно. Неслучайно, что сейчас запрещено постригать в монашество лиц младше 30 лет, поскольку желание такой жизни должно быть подтверждено временем и делами. Что касается цели, то св. Диадох Фотикийский пишет следующее:
Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты.
Я желаю исполнить вот эти слова Господа, как можно больше приблизиться к Нему, но никак не могу перешагнуть через себя и найти волю для этого.
По поводу силы воли и страхов, они естественны, но нужно понимать, что этот выбор можно осуществить только полностью доверившись Богу, Который один может дать силы пройти его до конца. Св. Августин писал в своей "Исповеди":
Там, куда я обратил уже взор свой, виделась мне истинная чистота, целомудренная и блаженная. Честен и радостен был её лик, ласков голос, нежны протянутые мне руки, многочисленны добрые примеры. Мне виделось там множество прекраснейших отроков и отроковиц, дивных мужей и жён, чистых вдов и девственных стариц... Я будто бы слышал слова: “Что ж ты боишься? Неужто ты не сможешь того же, что смогли все они? Ведь не своею же силой они здесь, но Божией благодатью. Не ищи опоры в себе, её там нет: возложи все упования свои на Господа и не бойся. Он подхватит тебя и исцелит твои раны”.
Как можно видеть, принятие решения в этом вопросе всецело связано с доверием Богу, верой в то, что награда будет превосходить все земные лишения.
Я бы рекомендовал тебе найти духовника, который бы помогал в духовной жизни. Что касается основного вопроса, то я думаю, что не стоит торопиться с кардинальными переменами, вместо этого начать серьезно вести духовную жизнь, изучив ее законы. Молиться Богу, делать добрые дела, хранить себя от всякого греха, жить скромно, получить образование. Если при добросовестном исполнении всего этого желание совершенной жизни останется спустя несколько лет, то можно будет подумать о его закреплении пожизненными обетами. А если нет, то и это неплохо, путь семейной жизни тоже благословлен Богом.
Надо трудиться ради своего спасения, конечно. А потом можно будет говорить и о совершенстве. При этом надо правильно понимать, что от Вас желает Господь, какими ресурсами Вы располагаете, какие средства на пути ко спасению Вам было бы удобнее всего избрать и какие бывают правила для внешней и внутренней жизни, и т.д. Лучше всего решать эти вопросы в совете с духовным отцом, а хорошо бы и с родным отцом, если он может Вам в этом помочь.
Судя по вопросу, Вам будет полезно почитать "Путь ко спасению" свт. Феофана Затворника.
В 21 год принимать такое важнейшее решение, как присоединение к монашеству, рано. Проживите на свете еще хотя бы лет 20-25, и только тогда начинайте думать о подобного рода важнейших вопросах. Если желание еще не пропадет.
А о том, что вы сейчас находитесь в духовно незрелом состоянии, свидетельствует уже то, что даже в вашем столь кратком сообщении вы написали, что полностью посвятили себя Богу. Ни один христианин, трезвенно относящийся к своей духовной жизни, ничего подобного о себе не напишет и не подумает. Разве что люди, находящиеся на уровне святости.
Живите, молитесь, любите Бога и ближних, а о своем возможном монашестве размышляйте позже. Намного позже.
С уважением,
Спасибо за ответ.
Нет, конечно, но я имел ввиду вообще имущество как таковое и семью, то есть чувствую, что должен стремиться к более совершенному, но не знаю как найти силу воли для этого. А может быть такие помыслы приходят от прелести.