Бабушка и дедушка в плохих отношениях, вроде, уже давно. Они, если не изменяет память, друг друга поливали гразью, когда один из них был не рядом.
Иногда они оба мне могут задать примерно такой вопрос: "он(а) обо мне говорит что-нибудь плохое?".
С одной стороны надо остерегаться лжи, а с другой, чтобы не подлить бензина в их напряжённые отношения.
Уклончивый ответ по типу: "какая разница", "зачем тебе знать?", "я специально не буду разговаривать с тобой про неё/него: ни о хорошем, ни о плохом", мне кажется, может быть расценен как согласие или повод к подозрению.
Оба уже пожилые. Здоровье, как минимум, у бабушки плохое.
Оба неверующие или маловерующие(точно не знаю). Если попробую объяснить, что это может принести вред относительно вечной жизни, это может тоже их разозлить.
Опытом выяснено, что лучше с ними на тему вечной жизни, церкви не говорить
5 Ответов
Говорить о Евангелии и о Христе с ними можно и нужно, но не настаивать. Если они будут ругаться, то прекращать до времени разговор, а в другой раз начинать с другой темы. Когда они поймут, что Вам это дорого, то скрепя сердце со временем готовы будут об этом общаться.
Что касается взаимной ругани, надо обоим прямо сказать, что Вы не желаете говорить, что Вам сказал другой, потому что это было сказано Вам лично. Вы их обоих любите и не желаете, чтобы личный разговор стал предметом для пересудов и обид.
И впредь не пересказывайте никаких их слов друг другу. Захотят - сами друг с другом поговорят, без посредников.
Здравствуйте, Владимир!
Для того, чтобы помочь Вам разобраться в этой ситуации, важно знать, как часто вам приходится общаться? Вы приезжаете в гости к бабушке и дедушке несколько раз в год, или вы вместе живете? Как можно заключить из Вашего вопроса, вы видитесь не так часто.
Мне вспоминается рассказ из патерика о том, как один послушник примирил двух поссорившихся старцев. Когда старец поручал передать недругу слова обличения, послушник вместо этого предавал слова благословений и добрых пожеланий. Постепенно сердца старцев смягчились и они примирились друг с другом, но когда узнали как это произошло, то изумились мудрости послушника.
В любом случае не стоит передавать слова ненависти и злобы. Это будет не согласно с духом Евангелия. Попробуйте в разговоре с родственниками расспросить их о добрых качествах супруга. Это пригодится Вам, когда кто-нибудь из них будет выпытывать у Вас сведения.
Говорить или нет с ними о вере? Как Вам уже подсказали, конечно, да. Поскольку они старше Вас, вряд ли они воспримут Вас, как учителя. Поэтому лучше занять позицию "проводника". Например, можно построить общение так: "Наверное, вам плохо от самих себя и от постоянных упреков, вам больно, а значит Господь пришел именно к вам, ведь не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9,12). Ваша задача, показать им, где находится Свет, а пойдут они туда или нет будет зависеть от них.
Когда слышите злословие в адрес другого, можете сказать примерно такие слова: "Я люблю вас обоих и мне больно это слышать. Давай говорить только о хорошем". Ответ на вопрос, что говорит другой может быть примерно таким же: "Я люблю вас обоих потому прошу вас обоих говорить только о хорошем". Если прозвучит что-то вроде: "Ты должен знать, чтобы не повторять ошибки". Скажите, что Вы это и так знаете из Евангелия, потому что Господь Иисус Христос ещё две тысячи лет назад по-доброму это всё объяснил".
Кроме слов ещё очень важна внутренняя невидимая молитва в это время. Например: "Пресвятая Богородице, Умягчение злых сердец, умягчи и наша злые сердца и наипаче моё". Или: "Спаси Господи и помилуй нас, и даруй нам покаяние и обращение от злобы нашей". Или: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Наедине же хорошо бы почитать акафист Божией Матери перед иконой Умягчение злых сердец и попросить Богородицу помочь с примирением и спасением душ близких Вам людей.
Вы замечательно и подробно все описали, и сложившееся положение дел становится более-менее ясным. Я бы в такой ситуации говорил им, что ничего такого не слышал, и не считал бы это грехом. Ведь противоположность греха - это добродетель. А разве было бы добродетелью "подливать масла в огонь" и еще больше стравливать и без того погрязших в страстях и больных стариков? Ведь даже двусмысленность или недосказанность в ваших словах, как вы сами верно заметили, еще больше разожгли бы их нездоровую фантазию. Очевидно, что нет, это не было бы добрым поступком. А хороший поступок не является грехом, иначе уже какое-то иезуитство получается, которое допускает "злое добро" и "доброе зло".
Вот если бы бабушка сказала, что хочет отравить деда, то тогда этого нельзя было бы скрывать, а надо было бы принять срочные меры для предотвращения подобного преступления.
С уважением,