Доброго времени суток, люди добрые, здравствуйте, с Праздником Вознесения, всех Благ вам подай Господи! Любви побольше! Вопрос следующий, один Батюшка говорил, что это жестковатый способ считать себя хуже всех, мол, нужно считать себя наравне с другими людьми. Но ведь святые так советуют, не только, наверное, для монахов. Заранее прошу прощения, но это напоминает самообман, вот, если два человека считают себя хуже всех, то кто-то же один из них хуже всех? Не будет ли какого подвоха, если я буду искренне считать себя хуже всех? Или это только для преуспевших , считать себя хуже всех? Если я действительно поверю, признаю, что я хуже всех, не буду ли я от этого унывать? Благодарю, всех Благ вам! Смирения!
1 Ответ
Действительно, считать себя объективно хуже или грешнее всех - это неправда и путь к неврозу. А христианин не должен лгать, даже под предлогом смирения. Как же тогда быть? В Св. Писании мы находим другое наставление.
По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил.2:3).
Для правильного понимания и применения этого нравственного принципа важно иметь в виду следующее.
1) Это осознание возможно по благодати Божией. Добродетель в отличии от невротического искажения - это то, что избирается свободно и спокойно, а не вызывает состояние безысходности и превратного представления о себе самом.
2) Это правило не связано с ложью самому себе или другим – это очень важно! Оно не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи».
3) Тот, кто желает приобрести правильное духовное устроение должен стремиться к тому, чтобы считать себя хуже других в том, что касается своих тайных пороков по сравнению с тем неявным добром, которое есть в других людях. Св. Августин говорит об этом так: «Поразмысли о том, что иные прикровенно лучше тебя, хотя внешне ты кажешься лучше их». Действительно, многие достоинства других людей нам не видны, поэтому мы справедливо можем считать, что другие в этом отношении выше нас. Таким образом, происходит сопоставление не недостатков с недостатками и не достоинств с достоинствами, а собственных недостатков с дарами Бога в других людях.
4) Также это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в нас – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не врём, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).
Спаси Господи, за хороший ответ, всех Благ Вам, подай Господи, Любви побольше!